О нас / СМИ о нас /
Год 2014: Бизнес сверяет итоги с Национальной стратегией

Информационное агентство «КАБАР»
22 декабря 2014

Поводя итоги года, хочется сравнить текущие результаты с задачами, поставленными в главном стратегическом документе страны - Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2017 года (НСУР).

Согласно стратегии, среднегодовой реальный рост ВВП должен быть не менее 7%. По данным Национального статистического комитета, объем ВВП за январь-ноябрь 2014 года увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 347 млрд. 778,7 млн. сомов. Всемирный банк снизил прогноз роста ВВП Кыргызстана в 2014году до 3%. Однако на заседании парламента 11 декабря премьер-министр Джоомарт Оторбаев пообещал, что к концу года ВВП будет доведен до 4%.

По другим макроэкономическим показателям Кыргызстан придерживается принятых планов. Так, при задаче не превышать дефицит бюджета более чем на 5% к ВВП, в этом году дефицит бюджета Кыргызстана составляет 4,2% от ВВП. Однако по прогнозам Всемирного банка он увеличится до 5,7% ВВП.

Согласно НСУР, государственный внешний долг должен быть до 60% к ВВП. Как сообщила министр финансов КР Ольга Лаврова, «нам еще далеко до этого показателя, и с каждым годом наблюдается снижение долга». Однако МВФ прогнозирует, что в 2015 году внешний долг Кыргызстана составит 58-59%, а это уже тревожный сигнал.

В национальной стратегии подчеркнуто: «Особенное значение имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они приносят технологии и практику управления, открывают новые рынки за рубежом». Однако за 9 месяцев 2014 года в Кыргызстан поступило прямых иностранных инвестиций на 35,4% меньше, чем за тот же период в прошлом году.

Невыполнение поставленных задач сопровождалось нехваткой электроэнергии, волатильностью обменного курса валют.

Изменения к лучшему

В этом году бизнес добился изменений, положительно повлиявших на развитие предпринимательской деятельности.

Стабилизационный режим

Наконец-то разработаны изменения по стабилизационному режиму. Они коснулись Закона об инвестициях, Налогового и Таможенного кодексов. Отрадно отметить, что эти изменения были разработаны не только по инициативе Международного делового совета (МДС), но и при финансовой поддержке нашей ассоциации. Эти изменения очень важны для инвесторов, потому что теперь они будут иметь гарантии их инвестиций в Кыргызстан. Согласно изменениям, основные правила игры не изменятся для инвесторов в течение 10 лет. Сейчас эти документы рассматриваются в Жогорку Кенеше. Недавно парламент одобрил в первом чтении законопроект о налоговой стабилизации для инвесторов, чей размер инвестиций в уставный капитал местных компаний превышает 5 млн. долларов США, для деятельности, связанной с разведкой и разработкой полезных ископаемых, - не менее 20 млн. долларов США. Инвестору предоставляется право выбора наиболее благоприятного режима в случае изменений законодательства по налогам, таможенным и неналоговым платежам.

Консультативный совет по недропользованию

Для создания партнерских отношений между государством и бизнес-сообществом, формирования благоприятных условий для развития горнодобывающей отрасли в Министерстве экономики КР создан Консультативный совет по вопросам политики в сфере недропользования. Совет будет выявлять неясные и сложные вопросы законодательства, обсуждать проекты НПА, повышать качеств разработки проектов НПА в сфере недропользования.

В состав Консультативного совета вошли представители Аппарата Правительства КР, Министерства экономики, Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам, а также представители бизнес-сообщества, включая МДС, и экспертного сообщества.

Агентство по продвижению инвестиций

После нескольких лет дискуссий в стране создано Агентство по продвижению инвестиций. Есть эксперты, которые пессимистично относятся к созданию этого органа, так как он не имеет высокого статуса и полномочий, что-то вроде отдела при Министерстве экономики. Действительно, агентство не подчиняется напрямую премьеру, как мы бы хотели, но бизнес-сообщество возлагает большие надежды на его работу. МДС был одним из инициаторов создания АПИ несколько лет назад, и сегодня мы всячески поддерживаем его. Я участвовал в отборе сотрудников и был удивлен, какие там серьезные, образованные и талантливые молодые люди.

Рекомендую, чтобы они начали свою работу с решения проблем уже действующих в стране инвесторов, это очень важно. Роль и будущее место АПИ будет зависеть от того, насколько эффективно онобудет заниматься этой сложной работой, ведь для привлечения инвестиций сначала нужно сделать так, чтобы уже работающие в Кыргызстане инвесторы чувствовали себя комфортно, и это будет хороший сигнал всем будущим инвесторам.

Передача администрирования страховых взносов

Решен еще один важный для бизнеса вопрос - разработан и утвержден в правительстве законопроект, направленный на установление правовых норм по переводу функции администрирования страховых взносов от Социального фонда к Государственной налоговой службе. Этот вопрос мы поднимали много лет, и в том, что проблема наконец решается, я вижу заслугу действующего премьер-министра Джоомарта Оторбаева.

Прекращение дублирования функций по сбору отчислений с предпринимателей ГНС и Соцфондом снизит затраты предпринимателей на подготовку и сдачу отчетности, уменьшит количество проверок и сократит неформальный сектор. Сокращение государственных расходов на дублирующие функции ведомств сделает прозрачнее формирование бюджета и расходование средств Соцфонда. Надеемся, что парламент поддержит этот законопроект, который сейчас на рассмотрении в ЖК.

Хотелось бы, чтобы с передачей функций правительство унифицировало базу обложения для подоходного налога и социальных отчислений, что существенно упростит процесс расчетов обязательств и подготовки отчетности налогоплательщиков.

Прогресс в финансовом секторе

В этом году создана первая в стране лизинговая компания, учредителями которой являются местные компании совместно с Исламской корпорацией по развитию частного сектора (ICD). Союз банков Кыргызстана назвал подписание учредительных документов по созданию этой компании глобальным событием для страны.

Финансовый рынок развивается, и его главные игроки переходят на качественно новый уровень. Два года назад компания «Бай-Тушум и Партнеры» стала первой микрофинансовой организацией в Центральной Азии, получившей полную банковскую лицензию Национального Банка Кыргызской Республики. Поскольку ЗАО «Микрофинансовый банк «Бай-Тушум и Партнеры» уже занимает свою нишу в финансово-кредитной системе КР и обладает разветвленной сетью структурных подразделений, его клиенты получили возможность пользоваться широким спектром банковских услуг. Сегодня Банк «Бай-Тушум и Партнеры» входит в семерку самых крупных банков страны.

Пример преобразования "Бай-Тушум" в банк очень важен для Кыргызстана, сказал премьер-министр Джоомарт Оторбаев. Правительство вместе с Национальным банком намерены поддержать подобную инициативу микрокредитной компании FINCA, которая представила ходатайство в Нацбанк о трансформации в коммерческий банк. На очереди еще одна компания – "Компаньон". Правительство будет содействовать им в получении банковской лицензии с целью увеличения их инвестиций в экономику страны, заверил премьер.

Министерству экономики вернули функции фискальной политики

Бизнес-сообщество считает неправильным, когда один орган сам вырабатывает политику, сам выдает лицензию и сам контролирует. Поэтому бизнес приветствует решение правительства о возвращении функции разработки фискальной политики от Министерства финансов Министерству экономики КР.

Вопреки мнению бизнес-сообщества, в марте прошлого года правительство передало функции разработки налоговой политики от Минэкономики Минфину. Бизнес обратился к правительству с просьбой вернуть Министерству экономики эти функции, так как усилились инициативы Минфина по увеличению налогового бремени предпринимателей. Оказалось, что это ведомство больше волнуют вопросы финансирования расходных статей бюджета, чем защита предпринимательства.

Сокращена периодичность налоговой отчетности

Это позитивный шаг правительства в поддержку малого и среднего бизнеса, который, безусловно, приведет к снижению административной нагрузки и сокращению расходов, связанных со сдачей налоговой отчетности и оплатой налогов. Проект Закона КР «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»предлагает перевести на ежеквартальную основу действующую ежемесячную периодичность предоставления отчетности для малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций. Периодичность уплаты налогов для среднего предпринимательства предлагается перевести на ежемесячную, а для малого предпринимательства и некоммерческих организаций – на ежеквартальную основу.

Однако, по мнению бизнеса, необходимо идти дальше, и следующим шагами должны стать отмена бумажных счетов-фактур по НДС, возможность сдачи в электронном виде налоговой отчетности для всех (включая плательщиков НДС), предоставление услуг налоговых органов (выдача справок, актов сверок и прочее).

Отрицательные моменты

Беспокоит ситуация в горнодобывающей отрасли, в частности проведение аукционов. Они состоялись только по мелким месторождениям, а по такому значимому, как Джеруй, не нашлось желающих принять участие в конкурсе.

Глубокую обеспокоенность бизнес-сообщества вызывают события последних месяцев, связанные с результатами арбитражных разбирательств, по итогам которых нашу страну обязали выплатить многомиллионные компенсации иностранным компаниям. Мы считаем, что подавляющую часть споров, положивших начало арбитражным разбирательствам, можно было урегулировать на ранней стадии путем переговоров и достижения компромиссных решений. В своем обращении к руководству страны бизнес-сообщество предложило создать орган с участием представителей бизнес-сообщества и уполномоченных должностных лиц для проведения переговоров по инвестиционным спорам подобного рода.

Таможенный союз и ЕЭП

Согласно межгосударственным договоренностям, близится присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Однако у бизнеса очень много вопросов по этой теме, а инвесторы, как известно, не любят «сюрпризов». Действующие инвесторы сейчас в ожидании, они не знают, как будут работать дальше, когда Кыргызстан станет полноценным членом ТС и начнут действовать новые нормы, особенно во внешнеэкономической деятельности. Инвесторы хотят иметь четкую картину, для них важна стабильность законодательства, предсказуемость среды, где они будут работать, четкие правила игры.

Проведя опрос среди своих членов, МДС направил в Минэкономики письмо с развернутым списком вопросов, требующих разъяснения.

В частности, в связи с тем, что до настоящего времени не разработана конкретная схема таможенного оформления импортируемых товаров при вступлении Кыргызстана в ТС, бизнес интересует, как будут распределяться полномочия между таможней на границе ТС и таможней на территории КР при ввозе товаров из стран, не входящих в ТС.

Много вопросов у горнодобывающих компаний. В связи с отменой постановления Правительства КР о порядке ввоза для обращения на территории КР продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, у компаний возникает вопрос, будет ли действовать аналогичный порядок в рамках ТС, иначе производственная деятельность компаний может остановиться.

Разрешения на работу

С начала года мы не могли прийти к диалогу с Министерством труда, занятости и миграции. Сейчас работа идет, но в течение всего года многие компании –члены МДС имели проблемы с получением разрешения на работу для своих квалифицированных иностранных специалистов, это в основном топ-менеджеры и ведущие специалисты.

Затянувшиеся проблемы

Есть вопросы, которые не решаются на протяжении многих лет, например, незаконно действующий Фонд оздоровления трудящихся. Само создание этого фонда является незаконным, так как по сути это частный фонд, а, согласно законодательству, в стране не могут действовать другие фонды, кроме Соцфонда и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве КР (ФОМС). Между тем всех налогоплательщиков обязали отчислять 0.25% от фонда заработной платы в Фонд оздоровления трудящихся.

На протяжении нескольких лет не решается вопрос о таможенных пошлинах на вывоз золотосодержащей руды. Мы так долго обсуждали этот вопрос, в результате бизнес, правительство и парламент пришли к согласию, решив не вводить эту пошлину до тех пор, пока в стране не будут построены предприятия по переработке такой руды. Но сейчас уже другие депутаты снова инициируют ввод таможенных пошлин, и это очень негативно сказывается на бизнесе. Опять нам придется начинать все заново – реагировать, писать письма, убеждать. Думаю, что наши депутаты иногда проявляют излишнюю активность в вопросах экономики. В идеале законопроекты по экономическим вопросам – бизнеса и инвестиций – следует инициировать правительству.

Строительный сектор

В Кыргызстане сегодня очень много строительных компаний, и этот сектор развивается активнее других. Вместе с тем там очень много проблем, например, недавний мораторий на строительство в Бишкеке, когда Бишкекглавархитектура приостановила прием заявок, разработку технической документации, согласование проектов и выдачу разрешений на строительно-монтажные работы на многоэтажные жилые дома. Мораторий уже снят, но на какое-то время это создало лишние трудности для строительных компаний.

В законодательстве в сфере строительства существует немало коллизий. Есть противоречия в жилищном и земельном кодексах, устаревшие стандарты. Строительная отрасль до сих пор работает по советским СНИПам (строительным нормам и правилам), а где-то действуют международные стандарты, так как Кыргызстан является членом ВТО. В первую очередь необходимо привести все подзаконные акты в соответствие с остальными нормами законодательства, поскольку только после этого будет иметь смысл внедрять международные стандарты. Например, закон о лицензионно-разрешительной системе, который должен предусматривать исчерпывающий перечень лицензий и разрешений, до сих пор не содержит в себе нормы по выдаче разрешений в строительной отрасли.

Много вопросов со статусом земель. Накопленные годами проблемы сейчас проявляются, и если не решить их как можно скорее, то строительная отрасль через несколько лет может стать такой же проблемной, как сейчас горнодобывающая. И компании, отстаивая свои права, начнут так же судиться с государством.

Политика открытого неба

Минтранс и Минэкономики планировали, что с 1 января 2015 года Кыргызстан объявит о введении политики открытого неба. К этому сроку оба министерства должны были внести изменения и дополнения в Воздушный кодекс КР, однако документ еще на стадии обсуждения. О преимуществах открытого неба говорят много: возрастет оборот пассажирских перевозок, повысится уровень обслуживания, увеличится количество маршрутов и их направлений. При этом важно сохранить отечественную гражданскую авиацию.

Одна из важных для Кыргызстана задач при введении открытого неба – выйти из «черного списка» Европейского союза, запрещающего полеты авиакомпаний из Кыргызстана над территорией ЕС. В августе 2014 года планировался приезд представителей Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако из-за того, что нормативные правовые документы не были приведены в соответствие с международными нормами, проверка отечественных авиакомпаний перенесена на 2015 год.

Актилек Тунгатаров, исполнительный директор Международного делового совета.

URL: http://www.kabar.kg/analytics/full/88086.