О нас / СМИ о нас /
Как привлечь и удержать инвестиции? И причем здесь правоохранительные и судебные органы – интервью с Дастаном Иманалиевым

Economist.kg
21 декабря 2021

Формирование инвестиционных намерений в отношении Кыргызстана – это очень долгий и кропотливый процесс, который требует большой работы и не меньшего терпения. По разным серьезным причинам наша экономика долгие годы развивается в условиях дефицита инвестиций.

Как при этих условиях привлечь инвестиции в страну? Как удержать уже имеющихся инвесторов? И какова в этом роль судебных и правоохранительных органов? Об этих и других вопросах в интервью Economist.kg рассказал заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Дастан Иманалиев.

– В Кыргызстане идет инвентаризация законодательства: отменяются прежние кодексы, разрабатываются и принимаются новые. Чем этот процесс интересен представителям бизнеса?

– Да, действительно, законодательная база меняется существенно. В том числе в части регулирующей или затрагивающей ведение бизнеса. Начнем с того, что изначально были заявлены иные сроки, затем их продлили. Поскольку сроки сжатые, объем работы очень большой.

Кроме того, при разработке новых проектов НПА необходимо обеспечить учет всех мнений. Разумеется, МДС держит руку на пульсе. Мы участвуем, готовим и вносим предложения, комментарии. Это касается и инвентаризации, которую проводит Межведомственная экспертная группа, и разработки новой редакции Налогового кодекса.

Для бизнеса этот процесс важен тем, что любая норма закона может как упростить ведение предпринимательской деятельности, так и сильно ее усложнить.

Поэтому наша позиция была и остается в том, что законодательные инициативы следует широко обсуждать, процедура их разработки и принятия должна быть прозрачной. Это не тот вопрос, в котором следует торопиться или гнаться за количеством.

– Как выглядит ситуация по привлечению инвестиций? Насколько наша экономика привлекательна в этом смысле?

– Это одна из болевых точек. Формирование инвестиционных намерений в отношении Кыргызстана – очень долгий и кропотливый процесс, который требует большой работы и не меньшего терпения. По разным причинам, включая завышенный курс сома по отношению к другим валютам региона, наша экономика долгие годы развивается в условиях дефицита инвестиций.

В прошлом году ситуацию усугубили ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, а затем и политические потрясения прошлой осени. Плюс начавшиеся изменения законодательной базы, результаты которых пока только предстоит оценить. Плюс судебные тяжбы, затрагивающие некоторые компании и предпринимателей.

В такой ситуации говорить о привлечении крупных инвестиций довольно сложно. Сейчас речь скорее должна идти о сохранении и удержании имеющихся инвесторов. Если они останутся и продолжат вкладываться в нашу экономику, то и это уже будет неплохим результатом.

Надо не допустить оттока капитала из страны. Думаю, политическому руководству страны стоит сосредоточиться именно на этой задаче.

– Хорошо, это задача на «здесь и сейчас». А какие цели надо ставить на среднесрочную и долгосрочную перспективу?

– Повышать привлекательность экономики для вложений. Причем не только внешних, но и внутренних инвесторов. Чтобы средства, заработанные в Кыргызстане, не выводились из страны, а вливались в ее экономику, стимулируя дальнейшее развитие.

Но для этого у предпринимателей должно появиться доверие к государственной политике. Уверенность в том, что она будет последовательной и преемственной. Это непростая задача, но если государство справится, то у нашей экономики появятся хорошие шансы.

И еще один важный момент хотелось бы отметить. Кроме объема, или если хотите, количества инвестиций, Кыргызстану крайне важно добиться повышения их качества. Нужны не просто вложения в нашу экономику, а такие вложения, которые способны дать устойчивый экономический эффект.

– Можно об этом чуть подробнее? Что значит «качество» применительно к инвестициям?

– Под качеством инвестиций понимается их долгосрочная эффективность для экономики страны. Солидный инвестор не рассчитывает получить доход и дивиденды сразу же или через год-два. Поэтому следует особо поддерживать те компании, которые приходят в нашу страну надолго и работают на перспективу.

Для страны польза в том, что качественные инвестиции создают на ее территории устойчивые точки экономического роста, занятости населения, технологического развития и, разумеется, доходов государственного бюджета. Качественные инвестиции рассчитаны на длительный период, на невысокую, но стабильную рентабельность, а также дополнительное укрепление имиджа надежного и успешного инвестиционного бренда.

В этом смысле не всякая инвестиция является качественной. В мире существует множество проектов с малым сроком окупаемости, когда возврат вложенных средств достигается путем получения сверхприбылей на короткий промежуток времени.

– Итак, в одни страны идут «качественные» инвесторы, а в другие – «некачественные». Почему же так происходит?

– Тут многое зависит от самого государства, от его экономической политики. Это и ставки по налогам на те или иные виды деятельности. Это и стабильность национального законодательства в сфере бизнеса. Это и взвешенность, стратегическая последовательность проводимого экономического курса…

– Речь об изменениях в налогообложении?

– В том числе, но не только. Кроме стабильности ставок налоговых сборов важную роль играют законодательное регулирование экономической деятельности со стороны парламента и правительства, а также правоприменительная практика в исполнении правоохранительных и судебных органов. Причем для бизнеса второе не менее важно, чем первое.

Тут особо хотелось бы отметить важную роль судебных, и правоохранительных органов. К примеру, прокуратура призвана обеспечивать надзор за соблюдением законности, четким и единообразным применением закона. Согласно Конституции и конституционному закону «О прокуратуре» она образует единую систему органов. Имея широкие полномочия, она играет важную роль в недопущении нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе предпринимателей.

Поэтому так важно, чтобы каждое территориальное и центральное подразделение государственных органов, включая правоохранительные, действовали слаженно и работали на единую цель, обозначенную президентом. Чтобы между ними не было разночтений и разногласий.

Хочу подчеркнуть, что бизнес очень чуток именно к правоприменительной практике и к конкретным судебным процессам по вопросам защиты инвестиций.

Как отраслевая структура гражданского общества, долгие годы занимающаяся защитой и продвижением интересов бизнеса, в том числе с иностранным участием, мы имеем доступ к актуальной информации о текущей правоприменительной практике.

Одним из интересных кейсов, который мы наблюдаем прямо сейчас, является дело члена МДС – ОсОО «Central Asia Development Corporation». Речь идет о компании с двадцатилетним опытом инвестирования в инфраструктуру Кыргызстана, чей договор был подвергнут сомнению со стороны органов прокуратуры. Первая и вторая инстанции вынесли акты в пользу инвестора. Теперь дело находится на рассмотрении Верховного суда.

Ситуация по этой компании показательна для всех, поскольку под сомнение поставлен договор аренды двадцатилетней давности. Поэтому не только мы, но и все предприниматели с интересом наблюдают за тем, какое решение примет Верховный суд.

Тем более, что одной из существенных проблем являются случаи манипулирования нормами процессуального права со стороны отдельных недобросовестных должностных лиц. Поэтому мы рассчитываем, что Верховный суд как орган, обеспечивающий контроль за единообразным отправлением правосудия, регулярно издающий постановления Пленума по вопросам судебной практики, сам будет примером следования этим правилам.

– Какова роль Международного делового совета?

– Повторюсь, что как ассоциация, долгие годы представляющая предпринимателей Кыргызстана, мы призываем всех, включая государственные органы всех уровней, сохранить партнерские отношения. Очень важно не потерять инвестиционные намерения компаний, не вызвать сомнений в приверженности государства заявленным экономическим приоритетам и принципам.

Мы очень надеемся, что заявленный президентом Кыргызстана курс на защиту предпринимателей от недобросовестных должностных лиц будет исполнен и обеспечен на самом высоком уровне.

Со своей стороны, мы прилагаем все усилия, чтобы ожидания бизнес-сообщества были полностью и корректно доведены до лиц, принимающих решения.

Ссылка: https://economist.kg/novosti/ekonomika/2021/12/21/kak-privlech-i-uderzhat-investicii-i-prichem-zdes-pravoohranitelnye-i-sudebnye-organy-intervju-s-dastanom-imanalievym/