Аналитика / Статьи /
Привлечение высококвалифицированных специалистов в Кыргызстан: проблемы и пути решения

Жылдыз Тагаева, юрист, Султан Халилов, мл. юрист, юридическая фирма "Kalikova & Associates
21 декабря 2015

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Во всех развитых странах «война за таланты» с невероятной силой набирает обороты. Еще в начале девяностых годов экономические и политические события имели серьезные последствия для эмиграции высококвалифицированных специалистов («ВКС»). На сегодняшний день существует глобальный рынок труда и увеличивается количество рабочих мест, требующих специальные навыки и профессиональный опыт. Многие страны конкурируют друг с другом с целью привлечения высококвалифицированных научно-технических или управленческих кадров, предпринимая меры государственного регулирования для стимулирования привлечения таких кадров.

Так, например, Правительство Эстонии с целью поддержания конкурентоспособности рынка труда в 2011 году приняло Правительственный План по привлечению и удержанию в стране иностранных ВКС. В отличие от других стран Европы, в Эстонии, прежде чем пригласить иностранного специалиста, работодатель не должен доказывать, что на предлагаемую им должность нет подходящей кандидатуры на отечественном рынке. Однако уникальным является то, что государство оказывает спонсорскую помощь в найме иностранных ВКС посредством частичной оплаты их заработной платы (50 – 70%) в течение 26 месяцев.

Политика Сингапура в данном вопросе является наиболее успешной из всех «четырех азиатских тигров». Для иностранных специалистов в Сингапуре создаются хорошие жилищные условия. В частности, разработана жилищная программа по предоставлению недорогого временного жилья, предоставляются различные льготные кредиты, налоговые льготы. Например, все расходы по найму и размещению иностранного таланта в двойном размере исключаются из налогооблагаемой базы.

В Объединенных Арабских Эмиратах («ОАЭ») программа по привлечению и удержанию иностранных талантов является приоритетной. Так, государство создало огромный перечень льгот и привилегий для привлечения иностранных ВКС. Более того, ОАЭ настолько упростили порядок аккредитации и признания дипломов университетов зарубежных стран, что готовы принимать квалифицированного работника и без наличия диплома, но, с обязательным условием того, что последний является «мастером своего дела».

«Войну за таланты» также начала Россия, столкнувшись с проблемой утечки умов и нехваткой квалифицированных кадров, как российских, так и иностранных. Так, в июне 2010 года Россия приняла закон, которым были упрощены сложные правила, регулирующие наем иностранных работников в стране, и для работодателей была облегчена процедура найма иностранных ВКС. ВКС в России признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, с определёнными требованиями к заработной плате. При этом основным критерием является размер заработной платы (вознаграждения), получаемой ВКС. В марте 2015 года Россия еще больше либерализовала государственное регулирование привлечения ВКС, уменьшив размер заработной платы (вознаграждения), получаемой иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность в разных сферах. Например, от 58 000 рублей в месяц – для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности компаниями технико-внедренческой особой экономической зоны, до 167 000 рублей в месяц – для иных иностранных граждан. Хотя российское законодательство не освобождает ВКС от получения разрешения на работу, процедура получения разрешений довольна простая: работодатель обращается в миграционную службу, подает пакет необходимых документов и получает ответ в течение 14 дней. Система квотирования, применяемая для привлечения иностранных работников, не распространяется на ВКС.

Законодательство Казахстана не определяет ВКС и не предусматривает особую процедуру получения разрешений на работу для них. Тем не менее, от получения разрешения на работу освобождены определенные категории иностранных работников: первые руководители филиалов или представительств иностранных компаний, артисты, режиссеры, дирижеры, художники, спортсмены, тренеры, преподаватели учебных заведений и др.

Таким образом, опыт зарубежных стран показывает, что во всем мире создают благоприятные условия для привлечения квалифицированных кадров в целях передачи опыта, технологий и знаний для развития экономики стран в целом.

ОПЫТ КЫРГЫЗСТАНА

В Кыргызстане действует общий режим привлечения иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, то есть отдельная категория «иностранный высококвалифицированный специалист» не предусмотрена законодательством Кыргызстана. Закон «О внешней трудовой миграции» («Закон о ВТМ»), регулирующий в настоящий момент вопросы выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешения на работу, устанавливает, что государство стимулирует въезд на свою территорию лиц, инвестирующих в экономику страны, создающих на ее территории иностранные предприятия и предприятия с иностранным участием. Однако данное положение не работает на практике, и все категории иностранной рабочей силы получают разрешительные документы в общем порядке, без каких-либо льгот или упрощенной процедуры.

Кыргызстан, защищая внутренний рынок труда, не учитывает потребности бизнеса и важность привлечения в страну квалифицированных кадров. В то же время в ряде исследований по инвестиционному климату проблема с наличием ВКС отмечается среди основных препятствий для ведения бизнеса в Кыргызстане. Согласно данным Национального статистического комитета за 2014 год из 2302,7 тыс. занятого населения Кыргызстана только 445,3 тыс. человек (19,3%) являются специалистами c высшим профессиональным образованием. Следует остановиться более подробно на некоторых положениях законодательства Кыргызстана, которые препятствуют привлечению ВКС в страну и, как следствие, ведению бизнеса и привлечению инвестиций.

Документы

Министерство труда, миграции и молодежи («Минтруда») при выдаче разрешительных документов, помимо Закона о ВТМ, руководствуется Положением о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызстана («Положение») .

Согласно Положению, перечень документов для разрешения на привлечение иностранной рабочей силы устанавливается Минтруда, то есть данный перечень не является исчерпывающим и может изменяться время от времени. При сборе необходимых документов работодатели сталкиваются с рядом вопросов. Например, при подаче документов для получения разрешений на работу необходимо предоставить, кроме прочего, действующую визу иностранного гражданина (деловую или трудовую визу), другими словами, для того чтобы подать документы иностранному работнику необходимо в обязательном порядке приехать в Кыргызстан. Самым противоречивым требованием является предоставление трудового договора, заключенного с иностранным работником, в то время как наше законодательство запрещает осуществлять трудовую деятельность иностранными гражданами без получения разрешения на работу. Так, заключение трудового договора и осуществление трудовой деятельности до получения разрешения на работу является нарушением.

Сроки

Согласно законодательству, Минтруда принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем заявления, а если для принятия решения требуется проведение дополнительной экспертизы, то не позднее 35 дней. Уведомление работодателя о принятом решении с указанием причин в случае отказа происходит в течение 5 рабочих дней после рассмотрения заявления.

После получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодатель подает документы для получения разрешения на работу для иностранного сотрудника, которые рассматриваются Минтруда в течение 15 дней со дня их подачи. Однако на практике бывают случаи рассмотрения документов и выдачи разрешительных документов в течение 2 месяцев. Таким образом, работодатели вынуждены ожидать решение Минтруда, по меньшей мере, в течение 45 дней, без каких-либо гарантий получения в дальнейшем разрешительных документов.

Основания отказа

Минтруда может отказать в выдаче разрешения на работу иностранной рабочей силе, мотивируя данное решение тем, что на внутреннем рынке труда имеются аналогичные специалисты из числа граждан Кыргызстана. Многие квалифицированные кадры не могут получить разрешения на работу в Кыргызстане именно по данному основанию, которое часто используется при отказе в выдаче разрешительных документов без какой-либо подтверждающей информации. Среди указанных специалистов могут быть менеджеры высшего и среднего звена в отечественных и иностранных компаниях, иностранные преподаватели, технические специалисты, в том числе, в сфере информационных технологий, горнодобывающей и нефтегазовой отраслях.

Существующая система выдачи разрешительных документов для иностранной рабочей силы является непрозрачной и неэффективной, и не стимулирует приток ВКС в страну. Субъекты предпринимательства не могут получить в открытом доступе информацию о количестве выданных разрешений; лицах, получивших разрешения; о количестве оставшихся в наличии квот; о достоверности информации о гражданах Кыргызстана, которые обладают аналогичной квалификацией, что и привлекаемый иностранный специалист.

Вышеуказанные бюрократические процедуры в деятельности Минтруда влекут за собой временные и трудовые затраты для бизнеса. Вместо осуществления предпринимательской деятельности, то есть своей основной деятельности, субъект вынужден проходить излишние формальные процедуры и в то же время находиться в состоянии неопределенности, например, по поводу того, будет ли выдано разрешение на работу для потенциального директора его компании. В долгосрочной перспективе, когда таких субъектов набирается большое количество, в результате сложности формальных процедур возможен риск замедления роста экономики в целом, а также уход иностранных инвесторов с рынка Кыргызстана.

В последние 5 лет в Кыргызстане ежегодно выделяются квоты на привлечение и использование иностранных граждан и лиц без гражданства в количестве 10 650 – 12 990, из которых около 80% распределяются в пользу неквалифицированной рабочей силы. Подобная практика распределения квот подтверждает неэффективность деятельности в сфере привлечения иностранной рабочей силы в Кыргызстане и необходимость усовершенствования данной сферы.

Вопросы совершенствования системы привлечения иностранной рабочей силы в Кыргызстан, в том числе ВКС, поднимались бизнес-сообществом не один раз и обсуждались с уполномоченными государственными органами. В настоящее время представители бизнес-ассоциаций и государственных органов продолжают обсуждения в данном направлении.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Привлечение ВКС с получением разрешения на работу

По нашему мнению, для того, чтобы конкурировать за привлечение талантов, создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций и перенимать опыт, знания и технологии от ВКС, Кыргызстану необходимо предпринимать меры для стимулирования привлечения иностранных ВКС.

По результатам обсуждений с бизнес-сообществом, 22 октября 2015 года Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проекты нормативных правовых актов в части упрощения процедуры привлечения ВКС в Кыргызстан. Законопроектом предлагается ввести категорию «высококвалифицированный специалист» с привязкой, в том числе, к размеру заработной платы, основываясь на опыте России.

Представители бизнес-сообщества и Министерства экономики продолжают обсуждение требования о наличии высшего образования. Дело в том, что многие квалифицированные кадры могут и не иметь высшего образования. Например, это может относиться к спортсменам, специалистам в области информационных технологий либо в сфере нефтегазовой, горнодобывающей отраслей и др., которые могут иметь только средне-специальное или среднее образование, но при этом быть «мастером дела» в своей сфере.

В целом, предлагается установить упрощенный порядок привлечения ВКС, в том числе упрощенный перечень документов для получения разрешения на работу, нераспространение квоты, утверждаемой Правительством ежегодно, на них и членов их семей. Целью предлагаемого упрощенного порядка является не только повышение инвестиционной привлекательности страны, привлечение новых знаний и технологий, но и стимулирование работодателей выйти из теневого рынка, уплачивать подоходный налог и страховые взносы от заработной платы, выплачиваемой иностранному ВКС, что, соответственно, увеличит доходы бюджета страны.

Освобождение ВКС от получения разрешений на работу

Помимо вышеуказанного разрешительного порядка, считаем необходимым рассмотреть возможность привлечения иностранных ВКС без получения разрешения на работу, но путем направления соответствующего уведомления на платной основе. В данном случае предлагается создание единого реестра ВКС, который будет вестись уполномоченным государственным органом в целях их регистрации и учета. Кыргызстан не будет первооткрывателем, освобождая таких иностранных граждан от получения разрешений на работу. Казахстан на протяжении многих лет создает условия для определенных категорий работников для осуществления трудовой деятельности без административных барьеров.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что наряду с принципом обеспечения приоритетного права граждан Кыргызстана на занятие вакантных мест на национальном рынке труда, важно соблюдать также и другой принцип государственной политики в сфере внешней миграции: принцип удовлетворения потребности рынка труда в необходимой рабочей силе в целях повышения эффективности экономики.

Проблемы привлечения и использования ВКС являются сложными и требуют серьезного внимания и комплексных решений. На наш взгляд, в данном вопросе необходима разработка долгосрочной стратегии на государственном уровне. Необходимо создать условия для трудовой миграции, для того чтобы, во-первых, люди были готовы приезжать в Кыргызстан для осуществления трудовой деятельности и, во-вторых, чтобы правила были достаточно понятными и простыми для надлежащего их соблюдения и предотвращения нарушений. Как мы прекрасно понимаем, наличие ВКС весьма важно для социально-экономического развития страны. Мы можем убедиться в этом на примере развитых зарубежных государств: Канады, Германии, Японии, Южной Кореи, Сингапура и др. Кыргызстану также следует привлекать квалифицированные кадры, поскольку именно данная категория работников способна внести вклад в развитие экономики страны и повышение квалификации отечественных специалистов путем передачи им своего опыта. Это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе приведет к улучшению деловой среды и инвестиционного климата в стране, а, следовательно, к повышению уровня благосостояния народа Кыргызстана.

Источник: http://www.k-a.kg/ru