Аналитика / Статьи /
Ограничения по привлечению квалифицированных иностранных специалистов негативно повлияют на инвестиционный климат в стране

МДС
16 декабря 2016

13 декабря Комитет по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша КР одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (законы КР «О внешней миграции», «О внешней трудовой миграции», «О государственной пошлине»).

Законопроект инициировали депутаты Жогорку Кенеша Зиядин Жамалдинов, Абылкайыр Узакбаев, Алмаз Жутанов, Абдумажит Юсуров, Гюльшат Асылбаева и Абдыкапар Султанов. Для защиты внутреннего рынка труда инициаторы законопроекта предлагают привлекать иностранных работников на основании квоты, устанавливаемой каждому хозяйствующему субъекту в пределах общей квоты, ежегодно определяемой правительством.

Законопроектом предлагается разделить иностранных специалистов на несколько категорий. Высококвалифицированные иностранные специалисты получают разрешение на работу на срок до трех лет по заявлению работодателя, вне квоты на трудовую миграцию.

Иностранные специалисты получают разрешение на работу на срок до одного года по заявлению работодателя, в пределах квоты на трудовую миграцию, при этом их численность не должна превышать 20% от общего числа работников на одном предприятии.

Иностранные неквалифицированные работники получают разрешение на работу на срок до одного года по заявлению работодателя, в пределах квоты на трудовую миграцию, при этом их численность не должна превышать 10% от общего числа работников. Иностранные индивидуальные предприниматели получают разрешение на работу на срок до одного года по собственному заявлению в пределах квоты на трудовую миграцию на основании патента, выдаваемого органом налоговой службы КР.

Помимо этого, проект закона предлагает увеличить сумму госпошлины. На сегодняшний день, если иностранные кадры привлекаются на предприятия, то они оплачивают по 2 тысячи сомов госпошлины. В других странах эти сборы значительно выше, например, в Казахстане эта плата эквивалентна 4 тыс. сомов. Так как эти тарифы не менялись с 1996 года, инициаторы законопроекта предлагают увеличить эту сумму, что позволит увеличить поступления в государственный бюджет.

Между тем Международный деловой совет (МДС) считает, что в законопроекте содержатся недоработки и неясности. МДС выступает против введения процентных ограничений числа квалифицированных иностранных специалистов, так как это может препятствовать работе иностранных компаний в Кыргызстане.

Стоит напомнить ситуацию с нефтеперерабатывающим заводом «Джунда» в Чуйской области, который принадлежит холдингу «China Petrol Company Zhongda» (КНР). Когда завод открылся в 2013 году, на первые полгода правительство Кыргызстана разрешило привлекать до 80 процентов иностранных специалистов, потому что все оборудование было китайское. Однако после того, как китайские специалисты обучили местных работников, количество иностранных сотрудников было сокращено до 10%.

Кроме того, законопроект о внешней миграции не определяет, кто и по каким критериям будет оценивать уровень квалификации иностранных специалистов, что содержит коррупционные возможности.

МДС предлагает исключить норму о квотировании квалифицированной иностранной рабочей силы. Стоит признать, что ежегодно утверждаемая правительством квота не осваивается. Практика показывает, что большая часть квот распределяется в пользу неквалифицированной рабочей силы.

Между тем есть еще один проект закона о миграции, разработанный Агентством по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики КР при участии Международного делового совета (МДС). Этот законопроект был направлен в Жогорку Кенеш, однако еще не рассматривался.

«Наш законопроект предлагает законодательно ввести три основных критерия высококвалифицированных специалистов (ВКС) – это соответствующее образование, опыт работы и размер заработной платы», - сообщил юрист МДС Улукбек Турдубеков. Причем работодатель сам оценивает уровень квалификации иностранных граждан, которых он желает привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и, соответственно, сам несет риски.

Предлагается также, чтобы квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы, установленная правительством, не распространялась на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Разработчики альтернативного законопроекта предложили убрать всякие ограничения на привлечение иностранных работников ввиду ее нецелесообразности. «Если работодатель посчитает нужным нанимать ВКС – пусть поступает по своему усмотрению. Дело в том, что нанимать их материально невыгодно, - объяснил Турдубеков. – Сама по себе это норма, отпугивающая инвесторов».

Например, на Кумторе только 3% штатных сотрудников компании - иностранные специалисты, остальные сотрудники - граждане Кыргызстана, и их доля в персонале компании постоянно растет. Это происходит за счет постепенного замещения иностранных специалистов, работающих на предприятии, местными кадрами, сообщили в компании.

Согласно действующей редакции закона о миграции, по истечении срока действия контракта или договора на оказание услуг трудящиеся-мигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства. МДС предлагает ввести в законопроект «О внешней трудовой миграции» дополнение: «либо в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке получить разрешение на работу на новый срок». Это значительно сэкономит время и деньги иностранных специалистов.

Действующий закон не учитывает потребностей бизнеса и важность привлечения в страну иностранных специалистов, считают в МДС. Существующая система выдачи разрешительных документов для иностранной рабочей силы является непрозрачной и не стимулирует приток ВКС в страну, что негативно влияет на состояние деловой среды и инвестиционного климата в стране.