14 декабря МДС принял участие в работе круглого стола, на котором Государственная налоговая служба при Правительстве КР презентовала отчет о проделанной работе в сфере противодействия коррупции. В частности, завершен первый этап демонтажа коррупционных рисков, в результате проведенных мероприятий снижены бюрократические барьеры, упрощена процедура регистрации индивидуальных предпринимателей. Установлена квартальная периодичность предоставления отчетов по подоходному налогу, роялти и налогу с продаж.
О работе, проделанной Государственной налоговой службой
в сфере противодействия коррупции
Завершен первый этап демонтажа коррупционных рисков с исполнением заложенных мероприятий на 95,0%.
Результаты: Снижены бюрократические барьеры.
1. Значительно облегчилась процедура регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей путем установления нового порядка регистрации.
С начала 2016 года государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится налоговыми органами с одновременной постановкой их на налоговый учет
2. Во всех налоговых органах установлены единые требования по регистрации налогоплательщиков. Тем самым повышена ответственность должностных лиц налоговой службы за нарушение регламента регистрации в целях извлечения выгод из-за сложности процедур и временных проволочек.
3. Упрощена процедура ликвидации налогоплательщиков.
4. Установлена квартальная периодичность предоставления отчетов по подоходному налогу, роялти и налогу с продаж.
На данный момент на стадии согласования детализированный план мероприятий 2 этапа демонтажа коррупционных рисков.
В соответствии с ведомственным антикоррупционным планом, реализация антикоррупционной политики в системе налоговой службы осуществляется в следующих 5 приоритетных направлениях:
1. улучшение качества персонала налоговой службы;
2. повышение информированности населения в налоговых вопросах;
3. достижение простого и понятного налогового законодательства;
4.совершенствование налоговых процедур, уменьшение «контактных» процедур налогового администрирования;
5. взаимодействие с институтами гражданского сообщества в вопросах борьбы с коррупцией в налоговых органах.
1) Уменьшение числа непрофессиональных и нечистоплотных налоговиков способствует росту имиджа налоговой службы и соответственно доверия гражданского сообщества - назначение проводится на основе конкурсного отбора; создан и оборудован учебный класс, где проводятся обучения (семинары, лекции, курсы повышения) по налоговому и иным законодательствам Кыргызской Республики в соответствии с утвержденной тематикой; внедрена система оценки деятельности сотрудников. Ежеквартально составляются акты постановки задачи служащему ГНС, отчеты о проделанной работе, результаты которой оцениваются руководством органов налоговой службы. С принятием нового закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» результаты оценки деятельности сотрудников учитываются при продвижении сотрудника по госслужбе; проводятся ротации; заключаются Обязательство о принятии ограничений, связанных с прохождением государственной службы.
Для обеспечения соблюдения сотрудниками органов налоговой службы этических норм поведения утверждены: Кодекс профессиональной этики государственных служащих ГНС при ПКР; Памятка правил и норм поведения для государственных служащих Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, в которых предусмотрена дисциплинарная ответственность за не соблюдение основных принципов этики. Повсеместно во всех органах налоговой службы функционируют комиссии по этике.
В целях антикоррупционного поведения сотрудников налоговой службы утверждены Стандарт антикоррупционного поведения; Стандарт поведения сотрудника органа налоговой службы при осуществлении налогового контроля; Обязательство; Памятка по противодействию коррупции. Во всех налоговых органах созданы комиссии по предупреждению коррупции.
2) Повышение уровня информированности населения и налоговой грамотности налогоплательщиков в налоговых вопросах значительно уменьшает количество потенциальных «клиентов» для нечистоплотных налоговиков, использующих незнание налогового законодательства в своих корыстных целях.
Создан Колл- центр (единая справочная служба), запущен новый веб-сайт ГНС, регулярно проводится широкомасштабная разъяснительная работа (публикации в СМИ, семинар-совещания, встречи, конференции, круглые столы с представителями бизнес-ассоциаций, выступления на каналах центрального и областного телевидений, выпуск бюллетеней, буклетов, сборников, и т.д. ). Постоянно распространяются среди налогоплательщиков раздаточные материалы (буклеты, памятки, брошюры, и т.д.).
3) Достижение простого и понятного налогового законодательства влечет искоренение причин, порождающих коррупционные риски в системе налоговой службы, из-за не совершенства нормативной базы. Для чего, в целях исключения разночтений и неоднозначных толкований, упрощения налоговых процедур проводится работа по совершенствованию законодательной базы путем внесения предложений, дополнений и изменений в действующее законодательство. При чем, рассмотрение вносимых изменений и дополнений осуществляется в ходе их обсуждения с бизнес-сообществом и экспертами.
4) Сокращение зон контактов сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками и исключение необоснованных проверок:
- внедрена единая централизованная автоматизированная система администрирования – программный комплекс «ИСНАК»;
- в 36 территориальных налоговых органах созданы современные сервисные пункты «Единые окна», обеспечивающие качественное и оперативное обслуживание налогоплательщиков. Открыто 14 Сервисных Центров/пунктов - на ТРК «Дордой», «Мадина», «Орто-Сай», «Кудайберген», «Кара-Суу», ТЦ «Таатан», «Дордой Плаза», «АЮ гранд комфорт», «Пекин» г.Ош, обеспечивающие обслуживание налогоплательщиков по приему налоговой отчетности, выдаче счет-фактур, бланков, регистрации налогоплательщиков, ККМ и разъяснению налогового законодательства и прочие услуги;
- продолжается работа по внедрению инновационных методов исполнения налоговых процедур и способов оплаты налогов, в частности уплаты посредством платежных терминалов, мобильного Интернет-банкинга и т. п.
- предоставляются электронные услуги:
• внедрена система электронной подачи налоговой отчетности с применением ЭЦП. Также предоставлена возможность электронной подачи налоговой отчетности в упрощенном виде (без использования ЭЦП через веб-сайт ГНС посредством логин-пароль авторизации).
• кроме того, налогоплательщики имеют возможность получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, о регистрации данных, переписку с ГНС через систему «Кабинет налогоплательщика».
Необходимо отметить, что сервисы «Электронное предоставление налоговой отчетности» и «Кабинет налогоплательщика» были разработаны ГНС для удобства налогоплательщиков и сведения к минимуму контакта между ними и налоговым сотрудником.
- внедрена риск-ориентированная система проведения налоговых проверок, предусматривающая отбор субъектов в план проверок, исходя из риска неуплаты налогов.
5) В борьбе с коррупцией общественная поддержка является одним из ключевых рычагов. В этой связи, в целях выстраивания конструктивного диалога со всеми секторами гражданского сообщества ведется активная работа по изучению и рассмотрению обращения граждан и налогоплательщиков (письменных, устных и электронных). Для чего, в системе налоговой службы повсеместно задействованы «телефоны-доверия» и электронные адреса для приема электронных обращений, «общественные приемные».
По поступившим жалобам и обращениям проводятся служебные расследования, проверки, рейдовый налоговый контроль и хронометражные обследования, по результатам которых принимаются соответствующие меры.
Ежеквартально в информационных агентствах размещается информация о результатах проведенных служебных расследований и проверок по поступившим обращениям.
В целях предупреждения, выявления, пресечения и профилактики должностных правонарушений, преступлений в деятельности налоговых органов приказом ГНС от 01.09.2014 г. № 190 утвержден Лист опроса этических сигналов, поступающих от налогоплательщиков о возможной коррумпированности сотрудников налогового органа. Во исполнение данного приказа в 2015 году с помощью студентов ВУЗов было опрошено 1310 субъектов предпринимательства, с начала 2016 года 152 налогоплательщика.
По результатам опроса, усилена на местах разъяснительная работа среди налогоплательщиков.
Разработана «Памятка для налогоплательщиков» (буклеты) о правильности исчисления налогов, а также сведения о кураторах по ТРК «Дордой моторс», которая роздана субъектам, осуществляющим деятельность на данном рынке в количестве 220 штук. Назначен новый куратор на рынке «Дордой-дыйкан».
С целью привлечения внимания института гражданского общества к вопросу борьбы с коррупцией:
- 23.12.2015 года в ТЦ «Бишкек Парк» проведена акция под девизом «Честно плати налоги. Не давай взятку!».
Акция была прежде всего направлена на привлечение внимания широких слоев населения к вопросу борьбы с коррупцией в системе налоговых органов, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным явлениям со стороны сотрудников налоговых органов, а также призывала граждан своевременно и в полной мере уплачивать налоги в бюджет страны, а не в карман коррумпированному налоговику.
Проведенное мероприятие нашло широкое освещение в ряде крупных СМИ (Кабар, 24.кg, «Вечерний Бишкек», акипресс, mirtv, и т.д.) Кроме того, снятый ролик распространен в социальных сетях (одноклассники, youtube, facebook).
На ежегодной основе при проведении акции «Дня открытых дней» в обязательном порядке освещается вопрос о проводимой работе ГНС при ПКР по профилактике и предупреждения коррупции.
Также при проведении «Уроков налоговой грамотности» в общеобразовательных учреждениях (школах), освещается тема коррупции в обществе, в целях формирования у подрастающего поколения негативного отношения к коррупционным правонарушениям.
Для сотрудников территориальных налоговых органов проводятся обучения по антикоррупционной политике.