Аналитика / Статьи /
ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций – 2017

6 января 2018

Доклад посвящен новым результатам проекта мониторинга прямых инвестиций в Евразии. Исследование охватывает прямые капиталовложения России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана и Украины во всех странах Евразии за пределами СНГ и Грузии, включая Египет.

Одновременно рассматриваются встречные прямые инвестиции Австрии, Нидерландов, Сербии, Турции, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Израиля, Ирана, Индии, Сингапура, Вьетнама, Монголии, Китая, Республики Корея и Японии в названных восьми странах СНГ.

Согласно новому докладу, азиатские инвесторы увеличивают прямые капиталовложения в ЕАЭС. За весь период мониторинга (2008–2016) накопленные ПИИ 12 азиатских стран (Китай, Япония, Турция, Индия, Израиль, Монголия, Республика Корея, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Сингапур и Вьетнам) выросли с $32 млрд в 2008 году до $75.6 млрд в начале 2017 года.

Китай продолжает наращивать экономическое присутствие в странах ЕАЭС и других государствах СНГ, оставаясь лидером среди азиатских стран по накопленным ПИИ в регионе. Объем накопленных ПИИ китайских ТНК в пяти странах ЕАЭС, Азербайджане, Таджикистане и Украине составил по итогам 2016 года $33.7 млрд, увеличившись на 12.7% по сравнению с предыдущим годом. Наибольшая доля прямых капиталовложений из Китая сосредоточена в Казахстане, где их накопленный объем достиг $21.5 млрд.

Россия становится приоритетным направлением для новых проектов китайских инвесторов. В 2016 году в России реализовано пять из восьми новых проектов с китайскими ПИИ на территории ЕАЭС. В целом объем накопленных ПИИ китайских компаний в российской экономике составил $8.2 млрд, увеличившись за 2016 год на $3 млрд, или на 57.5%. Главной отраслью для китайских инвесторов остается топливный комплекс, хотя в 2016 году сохранилась тенденция к сокращению его доли — с 2010 года она снизилась с 86.8 до 74.1%. За шесть лет значительно выросли инвестиции в строительный комплекс и машиностроение. Высокие темпы роста в последние три года демонстрирует агропродовольственный комплекс (переработка сельскохозяйственного сырья). Доля ПИИ в транспортный комплекс, напротив, сократилась.

Япония пока сохраняет лидерство среди азиатских стран по накопленным ПИИ в России. По итогам 2016 года на экономику России пришлось $15.1 млрд привлеченных японских ПИИ — против $14.8 млрд в 2015 году. По отношению к другим странам ЕАЭС и Центральной Азии японские компании заняли выжидательную позицию и присматриваются к наиболее перспективным проектам. 65% всех накопленных инвестиций японских ТНК в постсоветские государства приходится на топливный комплекс России, однако немало капиталовложений привлекла и обрабатывающая промышленность.

На фоне создания зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом и вероятного начала переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром активизировался интерес компаний из этих государств Юго-Восточной Азии к экономикам стран Союза. Однако 99% объема ПИИ из Вьетнама и Сингапура пока сконцентрированы в России: по итогам 2016 года показатель накопленных прямых капиталовложений данных стран в российской экономике составил $667 млн и $786 млн соответственно.

Казахстан успешно привлекает в свою экономику инвесторов с Ближнего Востока. На начало 2017 года объем накопленных прямых инвестиций из ОАЭ в этой стране составил почти $1.5 млрд из $2 млрд в ЕАЭС. В Казахстане уже работают около 200 предприятий с участием капитала ОАЭ. Кроме того, по итогам 2016 года Казахстан стал центром притяжения турецких ПИИ: прямые капиталовложения турецких ТНК в казахстанскую экономику увеличились за год на 34%, до $1.3 млрд. Капитал турецкого происхождения представлен почти во всех секторах инвестирования, за исключением топливного.

Капиталовложения большинства других стран Юго-Западной и Южной Азии в ЕАЭС довольно скромны по объемам и однобоки по отраслевой структуре. Индия инвестирует в основном в нефтегазовый комплекс России. Иранские инвестиции в странах СНГ направляются в основном в Азербайджан (топливно-энергетический комплекс). Саудовская Аравия имеет совсем незначительное присутствие в Казахстане, в России проекты с участием саудовских ПИИ пока вообще отсутствуют (возможно, прорыв будет по итогам исторического визита короля Саудовской Аравии в 2017 году).

Что касается исходящих накопленных ПИИ, то все страны ЕАЭС без исключения продолжают наращивать собственные инвестиции в государства Евразии за пределами СНГ. За 2016 год данный показатель увеличился на 4% ($3.6 млрд) и достиг $93 млрд. В целом за период 2008–2016 годов суммарный показатель объема накопленных ПИИ стран ЕАЭС в Евразии вырос в 2.5 раза. Основным направлением экспорта прямых капиталовложений из ЕАЭС являются страны Европы. При этом Россия на данный момент не испытывает особого интереса к инвестициям в Восточной и Южной Азии. За последний год наблюдалось небольшое снижение накопленных российских ПИИ в этих регионах. За 2016 год резко сократились российские ПИИ в Монголии и Индии (в 3 раза), но заметно увеличились в Египте (рост на 45% — до $3.3 млрд).

Основными получателями казахстанских ПИИ остаются европейские страны — на них приходится более 85% всех прямых капиталовложений Казахстана в странах Евразии. В 2016 году объем накопленных ПИИ Казахстана в странах Евразии вне СНГ составил почти $6.5 млрд. Ключевым сектором международной специализации Казахстана, на который приходится стабильно свыше половины ПИИ, по-прежнему является топливный сектор. Второе место у оптовой и розничной торговли (свыше четверти объема экспортированных ПИИ), третье место занимает туристический комплекс (его доля — более одной пятой). Основной реципиент казахстанских прямых инвестиций — Румыния ($4.9 млрд).

Проекты компаний из Армении, Беларуси и Кыргызстана с прямыми инвестициями в страны Евразийского континента невелики по объемам. Это объясняется тем, что в экономиках названных стран ЕАЭС практически отсутствуют ТНК с конкурентными преимуществами, позволяющими выйти на рынки стран дальнего зарубежья.

По мнению аналитиков ЕАБР, на фоне подписания ряда соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и их китайскими партнерами, а также повышенного интереса азиатских инвесторов к экономикам стран Евразийского региона в 2018 году ожидается существенный рост прямых капиталовложений в Россию и другие страны ЕАЭС. Это станет закреплением тренда «поворота на Восток» в части активизации сотрудничества государств – членов ЕАЭС со странами Азии.

Данные, аналитика и прикладные выводы, представленные в докладе «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций – 2017», помогут компаниям лучше ориентироваться в бизнес-пространстве региона, а государствам продвигать взаимовыгодную отраслевую кооперацию.

Подробнее: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/eaes-i-strany-evraziyskogo-kontinenta-monitoring-i-analiz-pryamykh-investitsiy-2017-/