Аналитика / Статьи /
9 процедур, которые крадут время бизнесменов в Кыргызстане

11 мая 2018

На протяжении последних нескольких лет стало нормой с высоких трибун заявлять о том, что в Кыргызстане созданы благоприятные условия для бизнеса — низкое налогообложения, всевозможные льготы и т. д. Но на деле отечественным предпринимателям приходится не так уж и сладко.

И одно дело в том, что в государственных структурах буйным цветом цветет коррупция и каждый чиновник считает своим долгом получить от бизнеса — всем понятно, хочешь зарабатывать хорошие деньги — будь добр делиться. Однако совсем другое, что бизнесменам приходится очень много времени тратить на бумажную волокиту, на решение всевозможных бюрократических вопросов — бессмысленных и беспощадных по своей сути.

Kaktakto опросил предпринимателей, чтобы узнать, с какими проблемами они сталкиваются в повседневной жизни. Список самых распространенных жалоб выглядит следующим образом.

1. Сопроводительная накладная

С 2016 года предпринимателем при прохождении госграницы необходимо иметь сопроводительную накладную. Однако это нововведение также вредит добросовестному бизнесу, так как в законе не прописан механизм наказания для тех предпринимателей, у которых нет накладной на товар.

Например, если вы ошский предприниматель и хотите, чтобы вам из Казахстана привезли партию макарон, то вам лично нужно будет приехать в Талас, на границу с Казахстаном с этой накладной, предъявить ее и отправиться с товаром назад. Контрабандистам намного дешевле дать взятку, чем предпринимателю ехать через всю республику на границу.

2. Без специалиста ничего не разобрать

Многие предприниматели говорят о том, что в КР очень неудобные налоговые декларации. Без найма специалиста их заполнить сложно. Инструкции неудобные по заполнению. В самих декларациях есть масса вещей, от которых налоговой нет никакой пользы, а бизнесменам нужно соблюсти формальности и все заполнять.

Аналогичная проблема у предпринимателей, которые производят продукты питания с документацией стандарта ХACCП. Заполнить документы по правилам — непростая задача. Поэтому для их заполнения предприниматели вынуждены нанимать дорогостоящих консультантов.

3. Новый месяц — новый счет

Много вопросов у предпринимателей вызывает работа Соцфонда и налоговой службы, которые постоянно, без предупреждения, меняют номер счетов. При попытке отправить отчисления в Соцфонд банк часто возвращает деньги, потому что счет закрыт, а ГНС или Соцфонд данные нового счета отправляют с опозданием. Бухгалтеру приходится вновь делать платежки и везти их в банк.

При этом когда бизнесмен осуществляет платежи в Соцфонд через банк, туда деньги доходят без данных, от кого они пришли. Поэтому бухгалтеру организации постоянно приходится ездить в Соцфонд и делать сверку документов, чтобы доказать, что платежи поступили именно от его организации, а не от какой-то другой.

4. Работа за Нацстатком

Сильно усложнилась отчетность для предпринимателей, занимающихся импортом и экспортом товаров. Когда Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза, налогоплательщики автоматически взяли на себя обязательство по отчетности по внутреннему обороту между странами ЕАЭС — новый вид обязательной статистической отчетности. Например, если вы частный предприниматель и вы поехали в Шымкент за товаром. И обо всех процедурах перемещения товара необходимо написать в отчете: у кого купил товар, найти код Шымкента. Если этот товар не был произведен в Шымкенте, то надо указать код региона изготовления товара. Также нужно обязательно указать вес товара брутто, нетто, сколько он стоит в сомах, в долларах. Затем — зайти на сайт ЕАЭС, там найти код перемещения товара и т. д.

5. Госэкспертиза зданий

Бизнесмены Кыргызстана считают, что госэкспертиза зданий и сооружений не всегда обоснована. Одно дело, когда речь идет о строительстве жилого многоэтажного дома в городе. Совсем другое, когда нужно построить одноэтажный склад для хранения сырья. Чтобы построить большой амбар, необходимо оплатить экспертизу. А это обойдется в несколько сот тысяч сомов. И эти деньги бизнесмены будут вынуждены включить в стоимость своей продукции, что негативно отразится на конкурентоспособности их цен.

6. Открыл — закрыл — опять открыл

Предприниматели по патенту вынуждены много заниматься бумажной волокитой. У работающих по патенту то есть контракты, то нет. И поэтому каждый раз нужно писать заявление на прекращение деятельности, а потом при появлении контрактов опять надо писать заявление. И стоять в очереди в налоговой из-за патента стоимостью 500-2 000 сомов.

7. Банк как дом родной

Масса времени уходит на открытие в банке счета на юридическое лицо для тендеров. По меньшей мере один день уходит на то, чтобы написать заявление об открытии счета, и еще один, чтобы его забрать. Банки аргументируют это тем, что им надо сделать сверку, стоит ли на учете в налоговой предприниматель. В самой налоговой не дадут справку, пока не сделают сверку — все ли налоги заплатил бизнесмен. Один день приходишь, чтобы написать заявление в налоговой, через несколько дней справку надо забрать. Бизнесмены полагают, что было бы намного проще, если бы процесс выдачи таких справок был автоматизирован. Развитие интернет-банкинга помогло бы реже наведываться еще и в финансовые учреждения.

8. Недопереработка продукции

Очень тяжело предпринимателям заниматься переработкой сельхозпродукции. Так сложилось, что под переработкой в Кыргызстане понимается только серьезное преобразование продукции. Например, если из картофеля делают чипсы, то это считается переработкой. А если картофель вымыть, рассортировать по размеру и упаковать, то это переработкой не считается, в отличие от других стран, где любой этап работы с продукцией является переработкой. Поэтому предприниматели вынуждены работать на базары, так как супермаркеты, особенно зарубежные, не закупают неотсортированные овощи. В связи с этим в Кыргызстане назрела необходимость пересмотреть понятие «переработка».

9. Проблемы с электронной подписью

Еще одна проблема связана с электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Одно дело, что предприниматели, сдавая налоговую отчетность, должны приобрести ЭЦП. При работе с отчислениями в Соцфонд необходимо также ее купить. В принципе, ЭЦП представляет собой аналог печати для заверения документов, однако если для заверения документов нужна всего одна печать, то по каким-то причинам от предпринимателей требуют постоянно покупать новую ЭЦП. В Кыргызстане примерно 10 организаций, которые могут потребовать ЭЦП. Одна ЭЦП стоит 2,5 тыс. сомов. А срок действия подписи ограничена одним годом. У предпринимателей возникает вопрос, почему они должны ежегодно тратить десятки тысяч на ЭЦП, когда можно было бы обойтись всего одной.

Ссылка: https://kaktakto.com/analitika/10-vidov-bumazhnoj-volokity-kotoraya-besit-biznesmenov/