Аналитика / Статьи /
Правовые основы системы государственного регулирования тарифов в Кыргызской Республике

Бакыт Карабаев Руководитель юридического отдела ЗАО «Альфа Телеком»
15 мая 2019

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики (ст.42) каждый имеет право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом.

При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям (ст.20 Конституции КР).

Одним из таких предусмотренных законами Кыргызской Республики ограничений экономической свободы является государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные товары, работы, услуги.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов производителей и потребителей, формирования конкурентной среды на товарных рынках для повышения эффективности их функционирования, создания экономических стимулов, обеспечивающих использование экономичных технологий в производственных процессах, а также обеспечения производителям права равного доступа на товарный рынок.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов):

- на государственные услуги;

- на товары, услуги субъектов естественных монополий;

- на социально значимые товары.

Государственным органом управления в области тарифов является государственный антимонопольный орган, который осуществляет государственное регулирование в вышеуказанных сферах оборота товаров и услуг.

Согласно Положению о Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве КР, утвержденному Постановлением Правительства КР от 17 мая 2013 года №271, уполномоченным государственным антимонопольным органом, реализующим государственную антимонопольную политику и осуществляющим государственное антимонопольное регулирование во всех отраслях экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса, защиту и развитие конкуренции, является Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР.

Как определено Положением о Государственном агентстве по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР, утвержденным Постановлением Правительства КР от 14 ноября 2014 года № 650, уполномоченным антимонопольным органом в области топливно-энергетического комплекса является Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР.

Таким образом, законодательством Кыргызской Республики предусмотрено функционирование двух антимонопольных органов: общего - Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве КР, и отраслевого - Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР.

Государственное регулирование тарифов на государственные услуги

Постановлением Правительства КР от 10 февраля 2012 года №85 утвержден Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями. Реестр государственных услуг состоит из следующих разделов услуг, оказываемых на платной и бесплатной основе:

- образовательные и культурные услуги;

- медицинские услуги;

- социальные услуги;

- услуги регистрации, выдачи справок, удостоверений и других документов, а также их копий и дубликатов;

- услуги исследования, анализа, оценки и экспертизы;

- предоставление информации;

- услуги печати, копирования и издания;

- обеспечение безопасности и хранения;

- другие услуги.

Постановлением установлено, что органам исполнительной власти, их структурным подразделениям и подведомственным учреждениям необходимо руководствоваться Реестром государственных услуг, начиная с 1 июля 2012 года и не допускать оказания платных государственных услуг, не включенных в Реестр государственных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства КР от 10 февраля 2012 года №85, стоимость государственных платных услуг формируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и утверждается в установленном порядке после согласования с уполномоченным государственным антимонопольным органом КР.

Так, Постановлением Правительства КР от 26 октября 2000 года №637 был утвержден Порядок определения размера оплаты за оказание государственных и муниципальных услуг (работы). Согласно данному Порядку тарифы (цены) на платные услуги (работы) определяются только из затрат органа, уполномоченного оказывать платные услуги, с округлением стоимости до сома в сторону увеличения.

Тарифы (цены) на платные услуги (работы), оказываемые государственными органами управления, согласовываются с государственным антимонопольным органом Кыргызской Республики и утверждаются руководителем государственного органа. Тарифы (цены) на платные услуги (работы), оказываемые подведомственными и территориальными подразделениями государственных органов, учреждениями, утверждаются вышестоящим органом по согласованию с территориальными подразделениями государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики. Тарифы (цены) на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, утверждаются представительными органами местного самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями государственного антимонопольного органа Кыргызской Республики.

Государственные органы, их структурные и территориальные подразделения, государственные и муниципальные учреждения, оказывающие платные услуги (работы), включенные в реестры государственных и муниципальных услуг, формируют прейскурант цен на платные услуги, который подлежит обязательной публикации и действует с даты утверждения. Государственный контроль за правильностью формирования цен (тарифов) на платные услуги (работы) осуществляет государственный антимонопольный орган Кыргызской Республики и его территориальные подразделения.

Стоимость образовательных услуг, предоставляемых на платной основе, формируется и утверждается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Постановлением Правительства КР от 18 мая 2009 года №300 было утверждено Положение о формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике.

Как определено данным Положением, прейскурант тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые государственной образовательной организацией (учреждением), а также ее структурными подразделениями, утверждается руководителем образовательной организации (учреждения), и не требует согласования с государственным антимонопольным органом.

Тарифы на платные образовательные услуги определяются исходя из фактических затрат, с учетом количества (контингента) учащихся, утвержденного учебного плана и программы обучения на предстоящий учебный год, необходимых для обеспечения процесса обучения, и дифференцируются в зависимости от специальности (специализации) и формы обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, дистанционная, экстернат и т.д.).

Копии утвержденного прейскуранта тарифов на платные образовательные услуги, расчетные материалы по их обоснованию, подписанные руководителем управления (отдела) данной образовательной организации (учреждения), структурного подразделения, на которое возложена разработка прейскуранта тарифов, направляются в уполномоченный государственный орган в области образования и науки, а также в соответствующие государственные органы согласно подчиненности для сведения.

Государственное регулирование тарифов на товары, услуги субъектов естественных монополий

Законом КР «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» установлено, что сферами естественных монополий признаются:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка, распределение, хранение и продажа природного газа;

3) производство, распределение, продажа, передача электрической и тепловой энергии;

4) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению национальной энергосистемы;

5) централизованное водоснабжение и водоотведение;

6) услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования:

7) железнодорожные перевозки;

8) аэронавигационное обеспечение полетов;

9) наземное обслуживание внутренних воздушных перевозок.

В сфере естественных монополий применяются следующие виды ценового (тарифного) регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- установление цен (тарифов);

- установление предельного уровня цен (тарифов).

Установление цен (тарифов) – установление денежного выражения стоимости регулируемых товаров (работ, услуг) субъекта естественной монополии в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Установление предельного уровня цены (тарифа) – установление максимальной величины цены (тарифа) на регулируемый товар, работу, услуги субъекта естественной монополии.

Главным объектом регулирования тарифов в сфере естественных монополий являются тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, так как регулирование тарифов в данном жизненно важном секторе экономики государства является необходимым, в первую очередь, с точки зрения защиты прав потребителей. Предприятия должны экономически обосновывать собственные затраты, а соответственно, и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а роль контролера данных экономических отношений в свою очередь выполняют государственные органы, выполняющие функцию достижения этого самого баланса интересов двух сторон: жилищно-коммунальных организаций и населения страны в целом . Данное положение актуально и для других сфер естественных монополий.

Кроме соблюдения баланса интересов потребителей и поставщиков услуг естественных монополий, государству при регулировании тарифов необходимо принимать во внимание и следующие факторы:

- создание условий для развития отраслей естественных монополий и повышению конкуренции в соответствующих сферах экономики страны;

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

- обеспечение прозрачности и доступности для потребителей информации о рассмотрении и об утверждении регулируемых тарифов и других принимаемых решений в сфере регулирования естественных монополий;

- стимулирование сокращения издержек и внедрения новых технологий для повышения эффективности производства;

- учет отраслевых особенностей и рыночной конъюнктуры сфер естественных монополий;

- выбор поставщиков оборудования и подрядных организаций на конкурсной основе;

- учет результатов деятельности снабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

С учетом вышеизложенного, законодательство Кыргызской Республики основными принципами при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) субъектов естественных монополий устанавливает:

1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции;

3) применение гибкого ценового (тарифного) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер ценового (тарифного) регулирования этих субъектов;

4) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;

5) снижение барьеров доступа на рынки услуг, в том числе путем обеспечения доступа к услугам, относящимся к сфере естественных монополий;

6) обеспечение соответствия устанавливаемых цен (тарифов) качеству услуг в сфере естественных монополий;

7) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций;

8) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг;

9) осуществление мероприятий по энергоэффективности и экологическим аспектам;

10) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) на регулируемые услуги.

В соответствии с Положением о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, утвержденным Постановлением Правительства КР от 18 февраля 2013 года №83, цены (тарифы) формируются исходя из экономически обоснованных затрат (фактических и/или плановых) и размера прибыли, определенной индивидуально для каждого субъекта, с учетом отраслевой специфики, по согласованию с государственным антимонопольным органом. Установленная (согласованная) цена (тариф) является единой (единым) для всех категорий потребителей.

Информация (расчетные материалы) для установления (согласования) цен (тарифов) представляется субъектом в государственный антимонопольный орган.

Для установления (согласования) цен (тарифов) или их предельного уровня на товары (работы, услуги), предельного уровня рентабельности, величины торговой надбавки субъектам необходимо предоставить следующие материалы:

1) сопроводительное письмо (в произвольной форме);

2) пояснительная записка (в том числе характеристика товаров, работ, услуг);

3) проект прейскуранта цен;

4) основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия;

5) балансовый отчет со всеми приложениями, подтвержденный налоговым органом;

6) анализ применения действующих цен (тарифов) в суммарном и количественном выражении;

7) калькуляция затрат;

8) сравнительная таблица показателей калькуляций (фактическая стоимость, стоимость за предыдущий период, стоимость по действующим нормам);

9) показатели детализации - расшифровка отдельных статей затрат с приложением копий подтверждающих документов (счетов-фактур, договоров и т.д.);

10) расшифровка накладных расходов (обоснование накладных расходов);

11) обоснование причин при изменении уровня цен (тарифов);

12) обоснование принятого объема прибыли (рентабельности);

13) проекты инвестиций, бизнес-планы;

14) информация о закупках товаров (работ, услуг), осуществляемых в форме тендера.

Сроки рассмотрения:

1) представленные расчетные материалы рассматриваются не позднее 15 рабочих дней с даты поступления всех расчетных и справочных материалов в полном объеме;

2) срок установления (согласования) проекта прейскуранта цен (тарифов), количество позиций в котором превышает 20 наименований, устанавливается до 25 рабочих дней с момента поступления всех расчетных и справочных материалов в полном объеме.

Период (срок) действия установленных (согласованных) цен (тарифов) определяется приказом государственного антимонопольного органа и не может быть более 1 года для товаров (работ, услуг), цены (тарифы) которых устанавливаются (согласовываются) впервые. В случае, если в приказе государственного антимонопольного органа не указан период (срок) действия установленных (согласованных) цен (тарифов), они действуют до их пересмотра по представлению хозяйствующих субъектов при изменении затрат и их обоснованности.

Государственный антимонопольный орган вправе инициировать изменение цен (тарифов) на регулируемые товары (работы, услуги) в соответствии с данным Положением при наличии обращений, жалоб, заявлений от юридических и физических лиц, а также при выявлении нарушения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.

Государственное регулирование тарифов на социально значимые товары

Тарифы (цены) на социально значимые товары регулируются государством в рамках положений Закона КР «О внутренней торговле в Кыргызской Республике».

В целях удовлетворения потребностей социально уязвимых категорий граждан Правительством Кыргызской Республики вводится государственное регулирование цен на социально значимые товары на срок не более чем 90 календарных дней при условии роста цен на 20 и более процентов в течение месяца. Перечень социально значимых товаров и порядок государственного регулирования цен устанавливаются Правительством Кыргызской Республики (ст.21 Закона).

Постановлением Правительства КР от 22 апреля 2009 года №242 были утверждены Перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики и Порядок государственного регулирования цен на социально значимые товары.

Перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики:

1. Мука пшеничная, ржаная

2. Хлеб (формовой)

3. Молоко пастеризованное 2,5-3,2% жирности

4. Масло растительное (подсолнечное и хлопковое)

5. Масло сливочное

6. Мясо (говядина, баранина, свинина, птица)

7. Сахар-песок

8. Рис

9. Макаронные изделия

10. Яйца куриные

11. Картофель

12. Уголь

13. Бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо

14. Сжиженный газ.

В соответствии с Порядком государственного регулирования цен на социально значимые товары в зависимости от специфики товаров применяется один из следующих методов регулирования путем установления:

- максимальных цен;

- надбавок к ценам;

- максимальных или минимальных надбавок к ценам.

Максимальная оптово-отпускная и/или розничная цена на товары устанавливается государственным антимонопольным органом на каждый вид товара, на основании расчетов, представляемых производителями или импортерами в разрезе регионов республики.

Оптово-отпускная и/или розничная цена на отечественные товары формируется исходя из:

- полной себестоимости товара, рассчитываемой в соответствии с порядком определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством, устанавливаемым Правительством Кыргызской Республики;

- приемлемого уровня рентабельности;

- налогов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- розничной надбавки, исходя из затрат на реализацию.

Оптово-отпускная и/или розничная цена на импортируемые товары формируется исходя из:

- цены закупки в национальной валюте по курсу Национального банка Кыргызской Республики на дату заключения договора;

- установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, импортной таможенной пошлины (товаров, подлежащих обложению импортными пошлинами);

- налогов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- всех расходов по закупке, транспортировке до конечного пункта назначения;

- розничной надбавки, исходя из затрат на реализацию.

Розничная цена на товар определяется хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем, реализующим товары потребителям, исходя из оптово-отпускной цены производителя или импортера либо из оптово-отпускной цены посредника и розничной надбавки, установленной государственным антимонопольным органом.

В случае установления государственным антимонопольным органом максимального (минимального) уровня надбавки, размер розничной надбавки определяется хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем, реализующим товары потребителям, исходя из затрат, связанных с реализацией товара, и не может превышать максимального (минимального) уровня надбавки для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли.

Таким образом, законодательством Кыргызской Республики предусмотрено государственное регулирование тарифов на государственные услуги, на социально значимые товары, и на товары, услуги субъектов естественных монополий, при этом государственным органом регулирования тарифов является государственный антимонопольный орган: общий - Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР, и отраслевой - Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР.

Бакыт Карабаев,

к.ю.н., руководитель юридического отдела ЗАО «Альфа Телеком»