Аналитика / Статьи /
«На страже прав предпринимателей»: В Бишкеке в феврале начнет работу институт бизнес-омбудсмена

Акчабар
19 февраля 2020

В Кыргызстане со дня на день ожидается запуск работы института бизнес-омбудсмена. В преддверии того, как он откроет свои двери и начнет работать по первым жалобам бизнеса, корреспондент «Акчабара» встретился с его главой Робином Орд-Смитом.

В эксклюзивном интервью изданию бизнес-омбудсмен Кыргызстана рассказал о том, какие дела они будут рассматривать, как можно подать заявку, какие инструменты воздействия на госорганы у института есть и что будет после того, как деньги ЕБРР, выделенные на его работу, закончатся.

— КОГДА В КЫРГЫЗСТАНЕ ЗАРАБОТАЕТ ИНСТИТУТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА?

— Безусловно, сегодня это самый популярный вопрос, который многие бы хотели задать.

Последние недели мы были сфокусированы на организационных и координационных вопросах: подготовке специалистов, наборе членов команды, встречах с партнерами, в том числе с государственными органами, с которыми нам предстоит работать. К сожалению, мы не могли связаться со СМИ ранее, потому что, естественно, самый первый вопрос, который нам был бы задан, — это когда мы откроемся. И я наконец-то рад сообщить, что с конца следующей недели наши двери будут открыты. Завтра (прим. автора в среду 19 февраля) мы въезжаем в наш новый офис, к концу недели у нас уже будут средства связи и все организационные моменты решены, и мы будем рады начать работать с нашей целевой аудиторией — предпринимателями.

— КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ МОГУТ СВЯЗАТЬСЯ С ВАМИ И РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ ПРОБЛЕМЕ?

— Несмотря на то, что мы будем находиться в Бишкеке, мы открыты и готовы работать с представителями частного бизнеса со всей страны. С нами можно будет связаться всеми доступными сегодня способами: по адресу электронной почты, по телефону, через наш веб-сайт, где будет размещена специальная форма заявки, в которой нужно будет изложить суть своей жалобы, она тоже будет доступна. Кроме того, можно будет отправить свою жалобу на по почте или прийти в наш офис, который будет находиться в бизнес-центре Victory.

— СЕГОДНЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ СОЗДАНЫ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БИЗНЕС УХОДИЛ В РЕГИОНЫ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОТКРЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТЯХ?

— На сегодняшний день у нас только один офис, и он расположен в Бишкеке. Тем не менее мы понимаем важность нашего присутствия в регионах. Мы планируем начать серию региональных поездок, часть из них начнется еще до нашего открытия. Это делается для того, чтобы мы могли донести информацию о том, кто мы, что мы делаем и как с нами можно сотрудничать, до предпринимателей, которые находятся в регионах.

Первые несколько лет наш институт финансируется донорами, в частности Европейским банком реконструкции и развития, и модель финансирования, заложенная в первые годы проекта, не предусматривает открытие дополнительных представительств. Тем не менее, возможно, в ближайшем будущем по мере того, как мы будем работать и развиваться, поднимется вопрос о дополнительных офисах.

Для нас очень важно самим посещать регионы не только для приема заявок и жалоб от бизнесменов, но и в первую очередь для того, чтобы распространять информацию о возможностях нашего института.

— СКАЖИТЕ, ВСЕ ЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ОБРАТИВШИЕСЯ К ВАМ, МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ОДИНАКОВОЕ ВНИМАНИЕ К РАССМОТРЕНИЮ ИХ ДЕЛ?

— Существует несколько критериев рассмотрения жалоб. Прежде всего — это претензии частного бизнеса к госорганам, то есть мы не рассматриваем жалобы между представителями частного бизнеса. Во-вторых, обращения, которые к нам попадают, они не должны находиться в процессе судебного либо арбитражного рассмотрения и по ним не должно существовать решения одной из выше сказанных мной инстанций. Это означает то, что к нам могут обратиться предприниматели с досудебными жалобами. Третий критерий — это срок давности претензии. Мы рассматриваем жалобы, инцидент по которым произошел в последние 12 месяцев. И в-четвертых, человек, который обращается к нам, должен использовать хотя бы один существующий механизм административного решения своей проблемы. Вот такие жалобы мы рассматриваем.

Конечно, жалобы, которые будут касаться одного и того же вопроса, мы будем группировать по сути вопроса в одну. Кроме того, у меня, как бизнес-омбудсмена, есть право, закрепленное постановлением правительства, где я могу самостоятельно рассматривать любую жалобу, если посчитаю необходимым.

Говоря о принципах рассмотрения жалоб, то, конечно, все жалобы будут перед нами едины. Мы не будем в своей работе отдавать предпочтение какой-то одной претензии. Но если по сути жалобы уже была аналогичная претензия, то для эффективного использования существующих ресурсов нет смысла рассматривать обращение, по которому уже было проведено расследование и сделаны выводы и рекомендации.

Несмотря на то что одна из наших задач — это рассмотрение жалоб от предпринимателей, надо заметить, что это не единственная наша функция. Другими нашими не менее важными обязанностями являются противодействие коррупции и улучшение деловой среды в Кыргызстане через внесение рекомендаций в существующее законодательство, инициацию новых законотворческих проектов. И естественно, все эти действия нацелены на улучшение экономической ситуации в стране и инвестиционного климата.

— ДЛЯ КЫРГЫЗСТАНА ИНСТИТУТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА НОВЫЙ. ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ ПРОДИКТОВАНО ВРЕМЕНЕМ, БИЗНЕС СЕГОДНЯ АКТИВЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, У НЕГО ВОЗНИКАЮТ НЕКОТОРЫЕ СЛОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С ГОССТРУКТУРАМИ. НАСКОЛЬКО ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ РЕСУРСЫ? СКОЛЬКО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СМОЖЕТЕ ОХВАТИТЬ?

— Пока мы еще не начали принимать жалобы, поэтому еще рано говорить о том, какой будет поток обращений, справимся ли мы с ним. Но радует то, что в нашей команде собраны профессионалы с прекрасным опытом работы и экспертизой. Они будут выполнять свою работу максимально и делать все то, что они могут в пределах своей компетенции.

С другой стороны — это уже право предпринимателей, будут ли они обращаться к нам и использовать наши услуги, которые для них будут совершенно бесплатны.

Те принципы, по которым мы будем работать, остаются неизменными, мы будем рассматривать поступающие к нам жалобы и обращения профессионально и беспристрастно и выносить по ним справедливые решения.

Естественно, что перед нами стоит задача выстроить то самое доверие с предпринимателями. Оно будет строиться на реальной помощи им. И правительство в нашем лице получит конкретные рекомендации, которые помогут ему улучшить нормативную и регулирующую базы по работе с бизнесменами. Это приведет к тому, что предприниматели будут чаще к нам обращаться и нам в скором времени придется расшириться.

— КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ? ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИХОДИТ К ВАМ СО СВОЕЙ ПРОБЛЕМОЙ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ВАША КОМАНДА, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕМУ? И САМОЕ ГЛАВНОЕ, КАК ВЫ НАМЕРЕНЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ТОТ ИЛИ ИНОЙ ГОСОРГАН, КОТОРЫЙ ЯВИЛСЯ ВИНОВНИКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ СИТУАЦИИ?

— В первую очередь сразу после поступления обращения к нам я буду должен в течение 10 дней решить, легитимно ли данное обращение, подходит ли оно по нашим критериям и можем ли мы его взять для дальнейшего расследования. О данном решении бизнесмен получит ответ по истечении данного срока.

После того как мы возьмемся за рассмотрение данного вопроса, мы обязательно встретимся с представителем того государственного органа, в адрес которого направлена жалоба, и послушаем его версию возникновения данного инцидента. Затем в течение 90 дней наша команда проведет тщательное расследование с привлечением лиц, которых мы посчитаем необходимым. После всестороннего рассмотрения вопроса у нас есть два способа принятия решения по нему — это подготовка документа либо в форме рекомендации, либо в форме предложений. Заключение будет представлено как предпринимателю, так и госоргану, в отношении которого поступила жалоба.

Естественно, на уровне рекомендаций и предложений наша работа не будет заканчиваться. Мы будем отслеживать, насколько наши рекомендации и предложения были приняты в работу и реализованы. Если же наши заключения будут проигнорированы, то мы будем обращаться и работать с другими представителями власти более высокого уровня. Нас поддерживает полностью глава правительства, что было уже ранее выражено несколько раз. Только сегодня утром (прим. автора во вторник 18 февраля) состоялась встреча с президентом Кыргызской Республики, он еще раз подтвердил и выразил полную свою всемерную поддержку деятельности института бизнес-омбудсмена. Мировая практика говорит о том, что только так можно поддерживать бизнес для того, чтобы он был успешным и развивался.

Более того, вся та информация, которая будет к нам поступать в виде жалоб, она будет генерироваться, собираться и будет представлена в квартальных и годовых отчетах. На основании их можно будет уже четко увидеть, на что именно жалуются предприниматели, из каких регионов, на кого и по каким вопросам. Именно эта информация, собранная в течение определенного времени, и будет служить для правительства важным источником информации для принятия решений, изменения существующей структуры и понимания того, где находятся точки роста.

— В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ЕСТЬ ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА. ОДНАКО ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ПО СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ. В КЫРГЫЗСТАНЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА 100% ЗА СЧЕТ ДОНОРОВ. РАССКАЖИТЕ, КАКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ЭТО ДАЕТ?

— Если финансирование исходит со стороны государства, то, соответственно, очень сложно быть независимым и справедливым в своих заключениях. Существуют разные модели института бизнес-омбудсмена в разных странах, но такая модель, которая сейчас запускается в Кыргызстане, она, безусловно, интересна, потому что была возможна только в государстве, которое придерживается принципов демократии, открытого правительства и общества. Это было непростым решением, но оно, на мой взгляд, однозначно верное. С течением времени это создаст наилучшие условия для экономического развития страны и предпринимательства и в том числе для нас, для того, чтобы мы могли выносить открытые, справедливые и независимые заключения по рассмотренным обращениям.

— ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВЫДЕЛИЛ €1.5 МЛН НА РАБОТУ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА В КЫРГЫЗСТАНЕ. РАССКАЖИТЕ, КАК БУДУТ ИЗРАСХОДОВАНЫ ДАННЫЕ СРЕДСТВА И СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ ВАША ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА ДОЛЖНОСТИ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА?

— Определенная часть денег пойдет на функционирование офиса, на поездки в регионы, на коммуникацию с предпринимателями, юридические услуги и оплату труда персонала. У нас были очень высокие требования к сотрудникам института, что потребовало много времени на поиски высококвалифицированных специалистов. Естественно, они пользуются определенным спросом здесь, на рынке Кыргызстана. Мы должны были предложить им адекватную оплату труда. Более того, те жалобы, с которыми они будут работать, будут сенситивными, комплексными и непростыми. С отдельными жалобами, с которыми они будут работать, наверняка будет определенный уровень давления со стороны различных сторон, вовлеченных в рассмотрение жалобы. Поэтому для того, чтобы они смогли принять беспристрастное, законное решение по тем обращениям, с которыми они будут работать, мы должны предложить адекватную оплату их труда. Я рад, что мы привлекли именно таких специалистов, которые смогут справиться с этой задачей.

Что касается моей заработной платы, то она адекватна международным требованиям для занимаемой позиции. В частности, с теми ожидаемыми функциями и результатами, которые к этой должности предъявляются. А именно запуск новой организации в соответствии с законодательством и существующей ситуацией деловой среды.

— ДОНОРСКИЕ СРЕДСТВА РАССЧИТАНЫ НА ТРИ ГОДА РАБОТЫ ИНСТИТУТА. ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДЕНЬГИ ЗАКОНЧАТСЯ?

— ЕБРР поддерживает наш институт в Кыргызстане по украинской модели. И успешный опыт наших коллег говорит о том, что они уже сохранили немалые деньги для предпринимателей, много средств было возвращено бизнесу.

На сегодняшний день к институту есть интерес со стороны других доноров, который еще должен быть подкреплен нашей практической работой. То есть требуется время для того, чтобы мы могли доказать, что мы, как институт, ценны на данном рынке. Ни я, ни члены моей команды не рассматриваем этот проект как краткосрочный. Мы понимаем, что даже после истечения финансирования все то, что мы делаем сегодня, это шаги для дальнейшего долгосрочного развития нашего института.

— НА ДОЛЖНОСТЬ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА В КР ПРЕТЕНДОВАЛО МНОГО КАНДИДАТОВ. СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПОДАТЬ ЗАЯВКУ? ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПРИВНЕСТИ В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ ИНСТИТУТА?

— Надо сказать о том, что у меня более 30 лет карьеры дипломата, и ее большую часть я посвятил развитию и укреплению торговых и коммерческих отношений между Великобританией и другими странами. Кыргызстан произвел на меня неизгладимое впечатление, когда я впервые посетил его 14 лет назад. Я также провел здесь 4 прекрасных года в качестве посла Великобритании. Я подумал о том, что сейчас это новый вызов, новые возможности, где все мои предыдущие накопленные навыки могли бы помочь. В первую очередь с основанием организации по самым высоким международным стандартам обучить персонал тому, как этот институт должен работать и сделать так, чтобы он продолжал действовать после того, как я покину свой пост.

Позиция бизнес-омбудсмена предполагает возможность занимать этот пост в течение двух сроков по пять лет каждый. Но я с самого начала говорил, что интереса во втором сроке у меня нет. Я планирую максимально сделать свою работу в первый срок и помочь подобрать подходящего кандидата на эту позицию после того, как я уйду.

Я знаю, что существует определенное мнение по поводу того, что бизнес-омбудсменом не является гражданин Кыргызстана. Но я считаю, что мои навыки наиболее релевантны текущим запросам страны и ожиданиям от этой позиции и организации. Я также хотел бы видеть следующим бизнес-омбудсменом гражданина Кыргызской Республики. Со своей стороны, мне очень хочется внести вклад в развитие страны, потому что у Кыргызстана прекрасный потенциал для развития во всех отношениях.

— ЗА ПЯТИЛЕТНИЙ СРОК СВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ КАКОГО ЭФФЕКТА ВЫ ОЖИДАЕТЕ И С КАКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПЛАНИРУЕТЕ ПЕРЕДАТЬ СВОЙ ПОСТ?

— К окончанию своего срока я хотел бы добиться поддержки и доверия бизнеса к нашим рекомендациям и заключениям. Со стороны правительства мы хотели бы добиться уровня сотрудничества, когда оно видело бы в нас источник профессиональной информации, которая может указать на системные ошибки и предложить изменения в государственных структурах либо региональных органах власти. И с бизнесом, и с правительством я бы хотел добиться высокого уровня партнерства.

Третьей целью я ставлю улучшение международных рейтингов по ведению бизнеса в Кыргызстане. Мне хочется, чтобы Кыргызстан становился все более привлекательным для инвестиций.

Ссылка: https://www.akchabar.kg/ru/article/business/na-strazhe-prav-predprinimatelej-v-bishkeke-v-fevrale-nachne/