Новости / Новости МДС /
МДС презентовал первые итоги исследования по цифровой экономике

МДС
26 мая 2021

26 мая состоялась презентация итогов исследования состояния и перспектив развития цифровой экономики в Кыргызской Республике, которое МДС провел при поддержке проекта USAID «Конкурентное предприятие» и с участием привлеченных независимых экспертов.

Рассмотрены лучшие международные практики передовых стран, включая США, Китай, Сингапур, Южную Корею, Ирландию, а также опыт стран ЕАЭС — Беларуси и Казахстана.

Ранее, думая, как оживить экономику страны в условиях пандемии, МДС увидел хорошие перспективы в развитии цифровой экономики и выступил с инициативой изучить состояние этой сферы в Кыргызстане и разработать предложения по ее развитию. Эта инициатива нашла поддержку среди бизнеса, госструктур, международных организаций.

"У нас очень предприимчивый, мобильный и легкий к обучению народ, и мы можем применить многие мировые практики," - сказал во время презентации глава МДС Аскар Сыдыков, подчеркнув возможности цифровой экономики, которая может делать вклад в рост ВВП до 3-4% в год, как в развитых странах.

Исследование было сосредоточено на изучении национального законодательства и практических кейсов, связанных с развитием электронной коммерции, банковских услуг и безналичных операций, почтовых и логистических услуг, доступа к интернету, в том числе к широкополосной связи, уровня цифровой грамотности населения и основных участников цифровой экономики.

Кыргызстан занимает 97-е место из 152 стран в рейтинге «Индекс электронной коммерции B2C» ЮНКТАД. Индекс оценивает готовность стран развивать электронную коммерцию исходя из четырех показателей: проникновение интернета, наличие банковских счетов у населения, доля безопасных серверов на 1 миллион населения и уровень развитости почтовых услуг согласно рейтингу Всемирного почтового союза. В этом рейтинге Кыргызстан отстает почти от всех стран СНГ — Беларуси (37-е место), России (42-е место), Казахстана (52-е место), Армении (66-е место), Азербайджана (68-е место).

Основной задачей в развитии цифровой экономики в Кыргызской Республике является развитие широкой инфраструктуры для информационно-коммуникационных технологий, доступа к высокоскоростному интернету. Также предлагается обеспечить субсидирование и/или льготные тарифы на аренду опор государственных распредкомпаний (Северэлектро, Востокэлектро, Ошэлектро и т.д.) и муниципальных служб (Бишкекское троллейбусное управление, Горсвет и т.д.) для операторов связи. Снижение стоимости аренды опор напрямую влияет на снижение себестоимости интернета и доступность фиксированного широкополосного доступа в интернет для абонентов.

Особую роль в развитии цифровой экономики занимают цифровые платформы, являющиеся средой для осуществления сделок и торговых операций. К примеру, 7 из 8 крупнейших компаний в мире по размерам капитализации используют платформенные бизнес-модели, в том числе Amazon, Alibaba.

Как сообщил вице-президент Ассоциации электронной коммерции, глава Ассоциации операторов связи КР Айбек Куренкеев, в Кыргызстане 72 процента интернет-магазинов — это лишь виртуальная витрина оффлайн-магазинов, и они полноценно не используют возможности цифровой коммерции. Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, начиная с понятного и доступного алгоритма открытия бизнеса в этой сфере, упрощенного налогообложения, современных и удобных электронных платёжных систем, развитой системы логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.

Отдельный вопрос исследования — развитие образования в сфере цифровой экономики.
Недостаточный уровень цифровой компетенции и навыков населения в Кыргызстане — один из главных вызовов в развитии цифровой экономики. Необходимо разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса, лиц, планирующих занятие предпринимательством, и населения в целом. Предлагается запустить пилотные проекты по обучению цифровым навыкам в средне-специальных колледжах и техникумах.

Для создания более благоприятных условий и стимулирования онлайн предпринимательства большинство стран предусматривает налоговые преференции и субсидии. В соседнем Казахстане, например, участников рынка электронной коммерции освободили от корпоративного налога и подоходного налога — при условии соблюдения определенных правил, включая продажу товаров через интернет, доставку через собственные курьерские службы или аутсорсинг, безналичные платежи и др. В КНР электронная коммерция также не облагается налогами, экономика выигрывает за счет увеличения объемов производства и роста индивидуальных доходов.

Примеров поддержки развития электронной коммерции в мировой практике много. Важно и у нас в стране предусмотреть налоговые льготы для электронной коммерции, чтобы предприниматели могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.

Исследование показало, что, несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Кыргызстане не реализованы в достаточной мере. Необходимо ускорить принятие Закона КР “Об электронной коммерции”, который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как “электронная коммерция” и “электронная сделка”. Необходимы изменения в налоговое законодательство, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.

Продукция и услуги из Кыргызской Республики не выдерживают ценовой конкуренции с производителями других стран. Отечественные экспортеры, торгуя с некоторыми странами, уплачивают двойные налоги. Необходимо дополнить список стран, с которыми у КР подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, поскольку этот список не соответствует требованиям и нуждам современных экспортеров (ИТ, экспорт-услуг и креативной экономики), таких как Ирландия, США, Великобритания и т.д.

Электронные деньги приобретают все большую популярность в Кыргызстане. Так, по данным на первый квартал 2021 года, в стране было 3,8 млн электронных кошельков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 63,4 процента). Но существует ряд сдерживающих факторов. Поэтому предлагается развивать агентскую сеть, количество точек (субъектов бизнеса), принимающих оплату через электронный кошелек, в том числе для трансграничной торговли.

Проблемы, связанные с торговой логистикой, порождают неопределенность, издержки как для фирм, занимающихся электронной торговлей, так и для потребителей. Кыргызстан не имеет выхода к морю, что приводит к дополнительным затратам в торговой логистике. Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра – платформу для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок, которые могут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство ЦТЛ, созданных в стране, — обычные склады, и лишь немногие занимаются упаковкой или предоставляют транспортные и логистические услуги.

По итогам дискуссий результаты исследования будут доработаны и представлены Кабинету министров КР для принятия мер по улучшению деловой среды и дальнейшего развития цифровой экономики в стране.

Все материалы круглого стола вы можете найти, пройдя по ссылке:

https://bit.ly/3wiX4Ck