Новости / Новости МДС /
МДС: В инициативах нужен сбалансированный подход с учетом интересов бизнеса и государства

МДС
21 декабря 2021

Проблемы и перспективы развития пищевой промышленности обсудили сегодня, 21 декабря, на круглом столе, проведенном Международным деловым советом.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя кабинета министров Азиз Аалиев, представители госорганов, компаний — производителей и поставщиков пищевой продукции, а также Молочного объединения Кыргызстана, Ассоциации агропромышленного комплекса и Ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов).

«Сегодня прошел успешный, продуктивный диалог между бизнесом и кабинетом министров, профильными госорганами, международными экспертами. Мы обсудили две инициативы в пищевой промышленности — маркировку отдельных видов продукции пищевой промышленности, в частности, бутилированной воды и введение акцизного налога на тонизирующие напитки», — сообщил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.

Эксперты МДС представили конкретные цифры, факты и расчеты по этим вопросам, а коллеги из российских ассоциаций поделились опытом введения аналогичной маркировки в России, высказав мнение о нецелесообразности введения акцизного налога на тонизирующие напитки.

Дело в том, что в октябре этого года Совет ЕЭК принял решение о поэтапном внедрении маркировки упакованной воды в странах Евразийского экономического союза. Государству и производителям бутилированной воды предстоит совместная работа по внедрению маркировки в Кыргызстане.

Бизнес считает, что внедрение маркировки повлечет значительные затраты, которые скажутся на стоимости продукции, а также усложнит логистические процессы. Поэтому производители ищут пути безболезненного внедрения маркировки.

Выделяются преимущества маркировки, такие как сохранение рынка сбыта в ЕАЭС, гарантии легальности происхождения продукции, ее безопасности, борьба с контрафактом и учет налоговых поступлений.

Как показывает анализ, проведенный МДС, производители бутилированной воды пока не готовы внедрять маркировку из-за отсутствия соответствующего оборудования, стоимость которого составляет от 75 тысяч до 200 тысяч евро, плюс амортизационные отчисления. Маркировочный процесс требует введения дополнительных операций в производственной цепочке.

В итоге эти расходы будут заложены в стоимость товаров и лягут на конечных потребителей. Есть вопросы инфраструктурного характера. Например, для бесперебойного учета и отслеживания продукции нужен постоянный высокоскоростной интернет по всей территории страны.

Важное условие эффективности маркировки, которое отметил президент Союза производителей соков, воды и напитков России Максим Новиков: без считывающих устройств полноценного эффекта от маркировки не достичь.

Все точки продаж должны быть оборудованы считывающими устройствами, а стоят они немало — около тысячи евро для каждой кассы, к тому же должны быть соответствующего поколения. Между тем местные компании-производители говорят о дефиците считывающих устройств на рынке.

В проект Налогового кодекса уже включен новый акцизный налог на тонизирующие напитки.

"Но по нему только сейчас фактически начинается процесс общественного обсуждения. Мы не берем вопрос вреда или пользы таких напитков, говорим только о технической стороне. На сегодня есть неясности с определением, что такое тонизирующие напитки. Не разработаны соответствующие межгосударственные стандарты ЕАЭС", — сказал заведующий сектором правового обеспечения МДС Жанабиль Давлетбаев.

Кроме того, ни в одной из стран ЕАЭС в настоящее время нет акциза на этот вид товара.

Местный рынок небольшой, поэтому каждое нововведение, требующее финансовых затрат, должно широко обсуждаться, чтобы оно не создавало неподъемных трудностей для отечественных производителей и поставщиков.

Участники встречи рассмотрели и другие актуальные для отрасли вопросы, например, возможность экспорта нашей бутилированной воды в страны ближнего и дальнего зарубежья. Здесь нужна поддержка отечественных производителей, укрепление их потенциала для выхода на международные рынки.

«В общем, нужно учесть все уроки международного опыта введения маркировки в странах ЕАЭС и только потом принимать решения на национальном уровне. Это касается и введения акциза на тонизирующие напитки. По этим двум инициативам, и в целом в экономике страны сначала нужно все тщательно обсуждать, рассчитывать совместно с бизнесом и только потом принимать решения», — выразил мнение бизнес-сообщества глава МДС.

Диалог бизнеса с госорганами будет продолжен. Все рекомендации, выработанные по итогам круглого стола, и результаты своих расчетов и анализа МДС направит в кабинет министров и профильные госорганы.

«Постараемся, чтобы был выработан сбалансированный подход, который учитывал бы интересы и государства, и бизнеса и максимально обеспечивал поддержку производителей и поставщиков», — заключил Аскар Сыдыков.