Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 1-5 марта 2021

МДС
6 марта 2021

Президент Садыр Жапаров подписал Указ «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства»

4 марта Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства».

Так, в связи с поступающими жалобами на неправомерные действия правоохранительных органов при проведении проверок хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и бизнес-структур, а также просьбами об устранении необоснованного и излишнего вмешательства уполномоченных органов в деятельность субъектов предпринимательства, в целях создания благоприятных условий для развития бизнеса, улучшения инвестиционного климата, оказания поддержки экономической деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения их правовой защиты, руководствуюсь статьей 65 Конституции Кыргызской Республики, постановляется:

1. Всем уполномоченным государственным органам, имеющим право на проведение проверок субъектов предпринимательства, неукоснительно соблюдать ограничения, предусмотренные постановлениями Правительства Кыргызской Республики «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 17 декабря 2018 года № 586 и «О введении запрета на проверки субъектов предпринимательства, проводимые правоохранительными органами» от 11 декабря 2020 года № 602.

2. Рекомендовать правоохранительным органам приостановить возбуждение и расследование уголовных дел по экономическим преступлениям, которые подлежат разрешению в гражданско-административном порядке и рассмотрению в судах по гражданским и экономическим делам.

3. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики, Министерству внутренних дел Кыргызской Республики, Государственному комитету национальной безопасности Кыргызской Республики, Государственной службе по борьбе с экономическими преступлениями при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики, Государственной таможенной службе при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики:

– приостановить проверки банковских счетов граждан Кыргызской Республики и хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики;

– активизировать работу служб собственных расследований/собственной безопасности в части выявления, пресечения деятельности и привлечения к соответствующей ответственности (вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности) своих сотрудников:

осуществляющих незаконные проверки хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства и инвесторов и иные действия, направленные на воспрепятствование их законной деятельности;

покровительствующих лицам и субъектам, занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью, контрабандой товаров и совершением других экономических преступлений;

замешанных в коррупционных/должностных преступлениях;

– провести среди личного состава превентивные мероприятия профилактического характера, направленные на недопущение совершения вышеуказанных правонарушений.

4. Установить, что проверки, осуществляемые со стороны правоохранительных органов, могут быть допущены в случаях и порядке, предусмотренных Указом Президента Кыргызской Республики «О дополнительных мерах по правовой защите субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами» от 15 марта 2016 года № 58.

5. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики активизировать работу по обеспечению исполнения вышеназванного Указа Президента Кыргызской Республики и представлять ежемесячно информацию об его исполнении в секретариат Совета безопасности Кыргызской Республики.

6. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений (поправок) в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, предусматривающих защиту прав предпринимателей и инвесторов от незаконных и необоснованных действий со стороны правоохранительных органов путем исключения:

– привлечения к уголовной ответственности учредителей (участников), руководителей и сотрудников субъектов предпринимательства по статье 319 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (коррупция);

– уголовного досудебного производства и привлечения к уголовной ответственности по экономическим спорам, возникающим между хозяйствующими субъектами;

– уголовного досудебного производства и привлечения к уголовной ответственности должностных лиц субъектов предпринимательства по обращениям и заявлениям о совершении экономических преступлений без подтверждения суммы ущерба государству соответствующими актами и экспертными заключениями (статьи 230-232 Уголовного кодекса Кыргызской Республики);

– привлечения субъектов предпринимательства (учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц) к уголовной ответственности за совершение экономических видов преступлений.

Напомним, что в рамках своих зарубежных визитов в Российскую Федерацию и Республику Казахстан, Президент Садыр Жапаров на встречах с представителями крупного иностранного бизнеса отмечал, что в ближайшее время в Кыргызстане будут приняты дополнительные меры по усилению защиты прав инвесторов и улучшению благоприятных условий для ведения предпринимательства.

Ссылка: http://www.president.kg/ru/sobytiya/18820_prezident_sadir_ghaparov_podpisal_ukaz_o_dopolnitelnih_merah_po_zashite_subektov_predprinimatelstva

Принято решение о ликвидации Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)

4 марта принято решение о ликвидации Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция). Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Кыргызской Республики Улукбек Марипов.

Согласно официальным данным, уровень теневой экономики составляет 130 млрд сомов или 23,6 % к ВВП, тогда как независимые эксперты отмечают, что доля теневой экономики составляет от 24 до 43 % к ВВП, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями своих функций.

Кроме этого, со стороны независимых экспертов и представителей бизнес сообщества звучат нарекания по поводу деятельности Государственной службы й по борьбе с экономическими преступлениями в части коррумпированности указанного органа, а также его незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Согласно статье 3 Закона Кыргызской Республики «Об уполномоченном органе в сфере борьбы с экономическими преступлениями», в интересах внутренней экономической безопасности, служба, кроме борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями должна: прогнозировать, предупреждать и обеспечивать внутреннюю экономическую безопасность, а также обеспечивать права и интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Однако, объективно ГСБЭП на сегодняшний день выполняет только карательные функции, не принимая меры по реализации вышеуказанных задач.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/19719-kyrgyz-respublikasynyn-okmtn-karashtuu-ekonomikalyk-kylmyshtarga-karshy-krsh-mamlekettik-kyzmatyn-finansy-politsiyasyn-zhoyuu-zhnnd-chechim-kabyl-alyndy

Рассмотрен законопроект «Об электронной коммерции» в третьем чтении

4 марта на заседании Жогорку Кенеша депутаты рассмотрели законопроект «Об электронной коммерции» в третьем чтении.

Инициаторы – депутаты Маматалиев М.А., Иманалиев К.К., Нурбаев А.М., Пирматов И.А., Сулейманов Б.И., Шер-Нияз С., Мусабекова Ж.А., Жунус уулу А., Бакчиев Д.Ж., Дюшалиев А.К., Сыдыгалиев Н., Жеенчороев М.К., Райымкулов Б.К. Бекешев Д.Д., Айдаров С.А., Рыспаев К.Дж., Баатырбеков А.Б., Никитенко Н.В., Токтошев Э.Т., Шарапов З.Э., Акаев Ж.К., Сулайманов А.Т., Матраимов И.И., Эргешов А.М., Карашев А.А., Баймуратов К.Ш., Гайпкулов И.Т., Турусбеков Б.С., Акматов А., Зулушев К.Т., Ибраев С.К., Мавлянова М.Э., Мамашова А.Т., Нышанов С.К., Тулендыбаев П.Р., Нурматов К.С., Масабиров Т.А., Турсунбеков Ч.А., Тиллаев Т.Г., Казакбаев Р.А.

Законопроект направлен на создание условий для осуществления предпринимательской деятельности электронным способом, закрепления правового порядка дистанционного оформления и совершения сделок с использованием электронных документов и информационно-коммуникационных технологий. Кроме этого, проект закона регулирует отношения при совершении сделок по продаже, покупке товаров, выполнению работ и оказанию юридических посредством информационных систем и информационно-коммуникационных технологий.

Ссылка: http://www.kenesh.kg/ru/news/show/11132/rassmotren-zakonoproekt-ob-elektronnoy-kommertsii-v-tretyem-chtenii

Введен временный запрет на вывоз (экспорт) нефти и нефтепродуктов из Кыргызской Республики за пределы таможенной территории ЕАЭС

2 марта введен временный запрет на вывоз (экспорт) нефти и нефтепродуктов из Кыргызской Республики за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Соответствующее решение подписал Премьер-министр Кыргызской Республики Улукбек Марипов.

Данное решение принято в целях стабилизации цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке.

Исходя из этого и в соответствии со статьями 46 и 47 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» принято решение:

Установить временный запрет на вывоз (экспорт) из Кыргызской Республики за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза автомобильным и железнодорожным транспортом нефти (классифицируемой кодом 2709 ТН ВЭД ЕАЭС) и нефтепродуктов (классифицируемых кодом 2710ТН ВЭД ЕАЭС) за исключением мазута (классифицируемого кодом 2710 ТН ВЭД ЕАЭС), до насыщения внутреннего рынка или формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.

Требования, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на нефтепродукты, вывозимые c территории Кыргызской Республики физическими лицами для личного пользования, находящиеся в топливных баках транспортного средства, установленных в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011), а также в отдельной емкости объемом не более 20 литров.

Государственной таможенной службе и Государственной службе по борьбе с экономическими преступлениями при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики, Пограничной службе Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерству транспорта, архитектуры, строительства и коммуникаций Кыргызской Республики поручено принять необходимые меры, направленные на пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов.

Отметим, что повышение отпускных и розничных цен на нефть и нефтепродукты наблюдается во всех странах, в том числе и в граничащих с Кыргызской Республикой.

Настоящее решение вступило в силу со дня подписания.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/19699-kyrgyz-respublikasynan-munaydy-zhana-munay-produktularyn-eaeb-aymagynyn-cheginen-tyshkary-tashyp-chyguuga-eksporttoogo-ubaktyluu-tyyuu-salyndy