Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 30 января – 3 февраля 2023

МДС
4 февраля 2023

Приняты законопроекты в сфере трудовых отношений, социального обеспечения в третьем чтении

На заседании Жогорку Кенеша 2 февраля депутаты рассмотрели и приняли законопроекты «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О содействии занятости населения», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам труда и социального обеспечения», «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике» в третьем чтении.

Инициатор законопроектов - председатель Кабинета министров.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О содействии занятости населения» направлен на смягчение условий получения права безработными на назначение пособия по безработице, обеспечения доступа к услугам в сфере занятости.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам труда и социального обеспечения» направлен на оптимизацию и совершенствование законодательной базы в сфере социального обеспечения.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике» направлен на гармонизацию с принципами социальной справедливости и партнерства, необходимости регулирования предмета, целесообразности и эффективности, достаточности, устранение внутренних противоречий и коллизий, пробелов в праве.

Ссылка: http://kenesh.kg/ru/news/show/13331/prinyati-zakonoproekti-v-sfere-trudovih-otnosheniy-sotsialynogo-obespecheniya-v-tretyem-chtenii

Разработан проект Национальной экспортной программы "Сделано в Кыргызстане"

Проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Национальной экспортной программы «Сделано в Кыргызстане» на 2023-2026 годы» (далее – проект Программы), разработан в целях повышения экспортного потенциала страны и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, а также в реализацию Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, принятого Указом Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года № 435, в том числе в соответствии с пунктом 225 Плана мероприятий по реализации Национальной Программы развития Кыргызской Республики до 2026 года утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2021 года № 352.

Необходимость разработки проекта Программы обусловлена тем, что действующая Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики, рассчитанная на 2019-2022 годы, соответственно, прекращает свое действие в конце текущего года.

В связи с чем, министерством в установленном порядке разработан проект Программы, целью которой является увеличение объемов экспорта, увеличение финансовых потоков от экспортной деятельности, а также в конечном итоге, достижение положительного сальдо торгового баланса по следующей товарной структуре экспорта:

1. текстиль и швейная продукция, в т.ч. традиционные изделия ручной работы и обувь;

2. готовая продукция из фруктов, овощей;

3. готовая продукция из орехов и бобов;

4. готовая сушеная продукция;

5. мед и продукция пчеловодства;

6. молочная продукция;

7. мясная и рыбная продукция;

8. ювелирные изделия;

9. безалкогольные напитки, включая национальные.

При этом проект Программы ориентирована на принятие мер в таких кросс-секторах как:

- продвижение экспорта;

- доступ к финансам;

- упрощение процедур торговли;

- улучшение национальной инфраструктуры качества.

В рамках проведенной работы по разработке проекта Программы были организованы консультации и встречи с широким кругом заинтересованных сторон из государственного и частного секторов. Для обеспечения широкого охвата исследования также был проведен количественный метод опроса среди бизнес-сообщества.

По итогам проведенных консультаций и встреч, предложения (мероприятия) от заинтересованных сторон из государственного и частного сектора были включены в проект Программы.

В плане мероприятий, в некоторых мероприятиях ответственным исполнителем указан «Госорган по продвижению экспорта». Необходимо отметить, что в настоящее время в Администрации Президента Кыргызской Республики находится проект постановления Кабинета Министров «Об образовании Центра по развитию и продвижению экспорта «Кыргыз экспорт» при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики. В связи с чем, исполнение мероприятий будет возлагаться на вышеуказанный Центр, а до его образования ответственность по исполнению мероприятий будут нести государственные органы Кыргызской Республики, осуществляющие функции в сфере экспорта, по согласованию.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4361

Национальное агентство по инвестициям предлагает Программу по выходу КР на международные рынки капитала

С 3 февраля Национальное агентство по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Программы по выходу Кыргызской Республики на международные рынки капитала на 2022-2025 годы».

Настоящий проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Программы по выходу Кыргызской Республики на международные рынки капитала на 2023-2026 годы» (далее – проект постановления) разработан в целях выхода Кыргызской Республики на международный рынок капитала и улучшения суверенного кредитного рейтинга, во исполнение протокольного поручения Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики – Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики А.У. Жапарова года № 18/24-25 от 19 сентября 2022.

Для обеспечения устойчивого развития национальных компаний с государственной долей участия требуется создание эффективных механизмов привлечения инвестиций. Программа по выходу Кыргызской Республики на международные рынки капитала на 2023-2026 годы, направлена на привлечение инвестиций с рынков капитала за счет выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг. Привлечение инвестиций с рынков капитала, например в виде выпуска облигаций или размещения акций, имеет ряд преимуществ по сравнению с получением традиционных кредитов в виде отсутствия необходимости предоставления залога, меньшей стоимости привлечения средств, более долгосрочного финансирования, увеличения прозрачности деятельности бизнеса, улучшения корпоративного управления и эффективности компаний. Развитие фондовых рынков в мире обеспечило функционирование эффективного механизма привлечения инвестиционных средств для государственных и частных компаний. Для выхода отечественных компаний на международные рынки капитала путем размещения облигаций и проведения IPO необходимо выполнение ряда условий.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4371

Министерство юстиции считает общественные советы госорганов неэффективными

С 3 февраля Министерство юстиции Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проекты Закона Кыргызской Республики «О признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «Об общественных советах государственных органов», и конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики».

практика показывает, что общественные советы государственных органов являются неэффективными органами, ими не вносятся конкретные предложения, поскольку все проекты нормативных правовых актов, инициируются и разрабатываются государственными органами самостоятельно. Кроме того, данный институт не является единственной возможностью участия гражданского общества в работе государственных органов. Есть система общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, который является одним из механизмов получения мнения представителей гражданского общества

Необходимо отметить, что взаимодействие гражданского общества с государственными органами и так отрегулировано в законодательстве Кыргызской Республики. Действующее законодательство Кыргызской Республики позволяет гражданскому обществу на всех уровнях принимать участие. Ввиду чего, указанный Закон предлагается признать утратившим силу.

Ссылка:https://www.gov.kg/ru/npa/s/4370

В ЖК принят законопроект «О внесении изменений в Закон «О приватизации госсобственности» в первом чтении

На заседании Жогорку Кенеша 3 февраля депутаты рассмотрели и приняли законопроект «О внесении изменений в Закон «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» в первом чтении.

Инициатор законопроекта - председатель кабинета министров.

Проектом закона предлагается внести в закон «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» ряд изменений, направленных на приведение действующей редакции Закона в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

Законопроект направлен на устранение пробелов по вопросам приватизации движимого государственного имущества; уточнение круга лиц, которые могут быть покупателями государственного имущества; актуализацию методов приватизации; исключение коррупциогенных норм при применении отдельных методов приватизации и др.

Также для привлечения добросовестных покупателей и для обеспечения эффективной работы предприятий в постприватизационный период вводится норма о том, что в отдельных случаях условия торгов могут предусматривать определенные требования к покупателю: опыту его работы в соответствующей сфере и деловой репутации, раскрытию информации о бенефициарных собственниках, подтверждению платежеспособности, предоставлению банковской гарантии.

Ссылка: http://www.kenesh.kg/ru/news/show/13336/prinyat-zakonoproekt-o-vnesenii-izmeneniy-v-zakon-kirgizskoy-respubliki-o-privatizatsii-gosudarstvennoy-sobstvennosti-v-kirgizskoy-respublike-v-pervom-chtenii

Министерство природных предлагает законопроект, закрепляющий ответственность производителей и импортеров в сфере обращения с отходами производства и потребления

С 31 января Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам регулирования в области обращения с отходами от использования товаров».

Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению экологической безопасности и климатической устойчивости» от 19 марта 2021 года УП №77, упорядочения используемых понятий и введения экономических механизмов, направленных на регулирование отношений в области обращения с отходами, образовавшимися после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Согласно Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению экологической безопасности и климатической устойчивости» от 19 марта 2021 года УП №77 для повышения эффективности управления отходами Правительству Кыргызской Республики рекомендовано: - принять меры по широкой реализации принципа «отходы в доходы»; - стимулировать создание предприятий по переработке, утилизации отходов, внедрение малоотходных и безотходных технологий; - повсеместно внедрять систему раздельного сбора твердых бытовых отходов, обеспечить развитие рынка вторичных ресурсов, предусматривающих внедрение современных экономических механизмов регулирования, направленных на обеспечение надлежащего управления в области обращения отходами.

С учетом данной рекомендации Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора подготовлен настоящий законопроект, закрепляющий основные положения расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, а также упорядочивающий терминологию, используемую в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена недостаточностью развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кыргызской Республики. Так по результатам инвентаризации мест размещения отходов на территории Кыргызской Республики насчитывается около 406 свалок. Общая площадь земель, занимаемых свалками, составляет около 616,306 га. В стране не развита система учета, раздельного сбора и переработки отходов. В недостаточной степени производится сортировка пластиковых бутылок, картона и стеклотары. В зимний период отходы сжигаются (текстиль, отработанные шины, пластик) что приводит к образованию смога над большими городами.

Норматив переработки указанных отходов и ставки экологического сбора устанавливаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Для средств, поступающих от экологического сбора, устанавливается целевой характер их использования, в том числе на создание системы раздельного сбора отходов, строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, обезвреживания и переработки отходов, выполнение нормативов переработки отходов от использования товаров путем заключения договора с юридическими или физическими лицами, осуществляющими переработку отходов от использования товаров.

При этом предлагается запретить захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие переработке. Разработанным законопроектом также предлагается введение налоговой преференции в виде освобождения от НДС ввозимого на территорию Кыргызской Республики оборудования для обработки, переработки и обезвреживания отходов. Совокупность вышеизложенных факторов, нарастание рисков и угроз загрязнения окружающей среды, подчеркивает необходимость и актуальность вводимых механизмов введения и регулирования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров. В конечном итоге все преобразования должны соответствовать принципам государственной политики по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение для будущих поколений и рациональное использование не возобновляемых природных ресурсов.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4359

Министерство цифрового развития КР выносит на общественное обсуждение проект НПА

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования».

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4353