Новости / Новости МДС /
Глава МДС озвучил рекомендации бизнеса по проекту новой редакции Налогового кодекса КР на парламентских слушаниях

МДС
11 ноября 2021

Сегодня, 11 ноября, Комитет по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики провел парламентские слушания по обсуждению проектов Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» и новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Для участия в парламентских слушаниях были приглашены представители государственных органов, бизнес-ассоциаций и СМИ.

Как сообщил заместитель министра экономики и коммерции Бекболот Алиев, инициатива разработки новой редакции Налогового кодекса исходила от президента Садыра Жапарова. 5 мая 2021 года президент озвучил необходимость внести в Жогорку Кенеш новую редакцию Налогового кодекса.

В своем выступлении исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Аскар Сыдыков озвучил рекомендации бизнеса по проекту новой редакции Налогового кодекса КР.

Рекомендации Международного делового совета

1. ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ

Предлагаемые в проекте НК размеры налоговых санкций противоречат принципу соразмерности наказания за совершенное нарушение.

Ранее размер санкции зависел от размера совокупного годового дохода (СГД). В случае если сумма заниженного налога была менее 2% СГД, санкция не применялась; если сумма заниженного налога была от 2% до 5%, применялась санкция в 50% от суммы занижения налога; и свыше 5% — 100% суммы занижения. В проекте НК размер санкции основан на соотношении суммы заниженного налога к сумме налога, которая должна быть отражена в отчетности, что существенно превышает действующие размеры.

Кроме того, санкция в размере 100% от суммы налога, которая не была отражена в налоговой отчетности, независимо от того, был ли оплачен налог, является несоразмерной правонарушению.

Рекомендация:

Статью 163 Дополнить пунктом следующего содержания:

Санкции, указанные в ч.1 и ч.2 настоящей статьи, не применяются в случае если налогоплательщик осуществил уплату доначисленного налоговым органом налогового обязательства в счет переплаты по налогу, в отношении которого осуществлено доначисление, и предоставил гарантию о том, что данная переплата не будет использована для зачета или возврата до разрешения спора по существу по сумме налогового обязательства.

2. РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА СЧЕТ ПЕРЕДАЧИ ФУНКЦИИ ДОЗНАНИЯ

Принцип разграничения функций подразумевает, что полномочия по налоговому администрированию и ведение уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям не могут принадлежать одному государственному органу. Данное предложение противоречит положениям Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, в которой заложены принципы снижения уровня карательной практики и гуманизация законодательства, а также декриминализация экономических правонарушений. Мы также полагаем, что принятие данной нормы даст дополнительный стимул для развития коррупции в налоговых органах, где и так уровень коррупции один из самых высоких в стране.

Рекомендация:

Часть 2 статьи 55 изложить в следующей редакции:

«Органы налоговой службы осуществляют налоговое администрирование в пределах компетенции, установленной налоговым законодательством Кыргызской Республики, участвуют в реализации налоговой политики Кыргызской Республики».

3. ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ОТ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ

Бизнес-ассоциации обеспокоены, что в случае прямой зависимости финансирования налоговых органов от собираемости налогов возрастет количество фактов необоснованного доначисления налоговых обязательств добросовестным налогоплательщикам. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2018-2019 годах, когда был открыт Единый депозитный счет, часть средств которого (25-30%) распределялась между правоохранительными органами. В адрес ассоциаций поступало много обращений от представителей бизнеса о доначислении налогов по результатам обращений правоохранительных органов в налоговую службу, после чего было принято решение об отмене данного счета в связи с наличием фактов нарушения прав бизнеса.

Полагаем, что в условиях кризиса данная мера станет еще одним фактором, негативно влияющим на развитие предпринимательства, и даст новый повод для незаконных проверок и доначислений со стороны налоговых органов.

В целом, ГНС должен быть сервисной организацией, помогающей налогоплательщику в применении налогового законодательства и способствованию увеличению количества налогоплательщиков.

Рекомендация: Исключить часть 1 статьи 57 проекта новой редакции Налогового кодекса КР, принятого в первом чтении в ЖК КР.

Статья 57. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов налоговой службы

Финансирование расходов органов налоговой службы, в том числе оплата труда, материально-техническое обеспечение, материальное поощрение сотрудников, производится за счет средств в размере 3 процентов от суммы собранных органами налоговой службы налоговых поступлений и неналоговых доходов, администрируемых органами налоговой службы, за предыдущий бюджетный год, порядок распределения и использования которых ежегодно утверждается уполномоченным налоговым органом, а также целевых внебюджетных средств.

4. НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Ранее мы обращали внимание, что рассмотрение апелляций по налоговым спорам в вышестоящем налоговом органе зачастую носит формальный и субъективный характер, без участия налогоплательщиков. В Концепции была заложена задача по разработке действенного механизма рассмотрения апелляций, однако в предлагаемом проекте Налогового кодекса осталась прежняя норма.

Рекомендация:

Дополнить главу 20 проекта НК КР нормами, предусматривающими создание независимого органа при МЭК КР или Кабинете Министров КР.

5. ВНЕДРЕНИЕ ОБРАТНОГО НДС И НДС НА ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ

По информации, данные изменения вносятся в целях гармонизации законодательства стран ЕАЭС. Действительно, в странах — членах ЕАЭС применяется механизм начисления НДС на поставки услуг и работ, осуществленных иностранными компаниями. Теоретически данный НДС уплачивается местной компанией — налоговым агентом и должен относиться в зачет, т.е. фактического поступлений средств в бюджет не ожидается. У субъектов малого и среднего бизнеса не будет возможности взять данный НДС в зачет и, соответственно, это станет дополнительной нагрузкой. Кроме того, данные субъекты обязаны будут предоставлять отчетность по обратному НДС, что прямо противоречит утверждению в АРВ к данному законопроекту, что субъект МСБ будет уплачивать один налог и предоставлять один отчет.

Механизм обратного НДС уже применялся в Кыргызстане до 2008 года и был отменен из-за сложностей его администрирования и отсутствия реальных бюджетных доходов.

НАЛОГ НА GOOGLE. Поспешное введение так называемого налога на Google, отсутствие механизмов и инфраструктуры для дистанционного администрирования, а также нечеткое разделение понятий, какие поставки будут подлежать обложению налогом на Google, а какие — обратным НДС, приведет к росту необоснованного доначисления НДС и споров с налоговыми органами.

Рекомендации:

Исключить субъекты МСБ (неплательщиков НДС) из налоговых агентов для целей обратного НДС.

Внести в статью 251 пункт следующего содержания:

«6) «Налоговый агент» – облагаемый субъект, который обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДС, если в его адрес выполнены работы или оказаны услуги иностранной организацией, деятельность которой не приводит к возникновению постоянного учреждения на территории Кыргызской Республики.

Действие настоящего пункта не распространяется на выполненные работы и оказанные услуги в сфере электронной коммерции.

Если налоговый агент не удержал или удержал не полностью налоговое обязательство, предусмотренное настоящим разделом, то это неисполненное налоговое обязательство исполняется налоговым агентом.»

6. ВОПРОСЫ ПО УПРОЩЕННОМУ РЕЖИМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ОСНОВЕ ЕДИНОГО НАЛОГА)

В целом бизнес-ассоциации поддерживают идею введения упрощенного налога для субъектов малого бизнеса. Однако в ходе обсуждения ставок единого налога не были приведены экономические расчеты, в частности, почему для субъектов общественного питания ставка установлена в размере 8%. Подобная практика противоречит принципу справедливости налогообложения. Предлагаем оставить действующие ставки по единому налогу.

Для малых предпринимателей/компаний с оборотом до 8 млн. сомов с низкой маржинальностью введение подобного налога (т.е. % с дохода, а не с прибыли) может привести к существенному увеличению налоговой нагрузки. При средней маржинальности в 10% нагрузка может вырасти в 5-10 раз. При этом у таких предпринимателей не будет возможности оплачивать налог на прибыль (как они делают сейчас) без уплаты НДС, так как они обязаны будут пройти регистрацию в качестве плательщика НДС.

Рекомендация:

Ставки единого налога оставить в редакции действующего Кодекса.

7. ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК НАЛОГА С ПРОДАЖ ПРИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ

Проектом НК КР предлагается ставку налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, установить в размере 0%, но только до 1 января 2023 года.

Мы считаем, что возврат к единым ставкам по наличным и безналичным операциям противоречит целям Национальной стратегии развития страны на 2018-2040 годы и может дать эффект роста теневой экономики.

Рекомендация:

Изложить часть 2 статьи 368 в следующей редакции:

«Ставка налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме устанавливается в размере 0 процентов».

8. ДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРЕНДОДАТЕЛЯ

Как указано в возражениях Президента КР к проекту Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере чрезвычайной ситуации в экономике», функции контроля за соблюдением налогоплательщиком порядка применения и использования ККМ возложены на органы налоговой службы. Возложение на арендодателя обязанности требовать применения ККМ арендаторами противоречит принципам справедливости и индивидуальной ответственности за нарушения, установленным статьей 6 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, так как арендодатель не вправе контролировать исполнение требований закона арендатором и (или) тем более нести ответственность за его действия (бездействия).

Рекомендация:

Исключить части 6, 7 статьи 128

Статья 128. Применение контрольно-кассовых машин

6. Субъект, предоставляющий в аренду площадь для осуществления экономической деятельности, в том числе предоставляющий торговые места на рынках (мини-рынках) и в торговых центрах (домов), обязан требовать наличие ККМ у арендаторов, обязанных применять ККМ.

7. За нарушение требований части 6 настоящей статьи субъект, предоставляющий в аренду площадь для осуществления экономической деятельности, несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях.

9. ЗАПРЕТ НА ОБЖАЛОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Согласно проекту НК извещения, предписания, уведомления и иные акты (кроме решений) не подлежат обжалованию. Это противоречит праву налогоплательщика обжаловать решение, действие или бездействие должностного лица органа налоговой службы

Рекомендация:

Исключить абзац 2 части 9 статьи 97

«Другие документы, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе извещения, предписания, уведомления, акты не подлежат обжалованию».

10. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И/ИЛИ ГОРНОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Есть необходимость предусмотреть льготы по ставкам налога на доходы на деятельность, связанную с проектом, направленным на более глубокую разработку месторождения с учетом с участков с пониженным содержанием золота, отработка которых не эффективна при налоговой нагрузке, рассчитанной по общеустановленной ставке.

На протяжении всех лет независимости республики при разработке месторождений золота наблюдается их нерациональное использование, которое заключается в том, что извлекаются только экономически эффективные запасы, а участки месторождений с пониженным содержанием золота либо вообще не отрабатываются, либо грунты с бедным содержанием остаются в отвалах. После того как разработка месторождения заканчивается, дополнительная отработка таких участков и грунтов не имеет перспектив и никогда не будет осуществлена. Такая практика приводит к снижению доходов бюджета, занятости населения страны и неэффективному использованию конечного ресурса страны.

Следует отметить, что граница эффективности отработки месторождения для инвестора определяется двумя факторами – уровнем применяемой технологии и налоговой нагрузкой, рассчитанной по действующей системе налогообложения. И если при отработке бедных золотосодержащих грунтов технологическая составляющая становится более затратной, то регулирование глубины переработки может быть осуществлено за счет снижения налоговой нагрузки. Это приведет к получению обоюдных выгод, как для государства, так и для инвестора.

Для более эффективной отработки месторождений необходимо предусмотреть систему стимулирования для недропользователей в зависимости от степени переработки участков месторождения с бедным содержанием добываемого металла в одной тонне руды.

В связи с чем предлагаем внести в рассматриваемый проект Налогового кодекса Кыргызской Республики изменения, предусматривающие возможность изменения Кабинетом Министров Кыргызской Республики размера ставки налога на доходы в зависимости от глубины отработки месторождения, предлагаемой недропользователем (в пределах ставки, установленной налоговым законодательством).

Данные меры позволят увеличить объемы извлекаемого золота из недр, значительно продлить операционную деятельность золотодобывающих компаний, а, следовательно, увеличить отчисления в бюджет, обеспечить работой местное население, развивать в течение более длительного периода социальную и транспортную инфраструктуру в районах расположения месторождений.