Аналитика / Статьи /
МДС: Политическая нестабильность отпугивает инвесторов

Лидия Савина, МДС
5 апреля 2016

Экономическое развитие страны и рост инвестиций зависят не только от желания и возможностей государства и бизнеса, но и от социально-политической обстановки в стране. Любые общественно-политические потрясения в стране ухудшают инвестиционный имидж Кыргызстана.

Бизнес любит тишину

Мы часто повторяем известную фразу: «Бизнес любит тишину». Однако с наступлением весны оживилась не только природа, но и оппозиционные силы, которые пытаются «раскачивать лодку», организуя митинги по стране.

«Первый вопрос, который стоит перед инвесторами при принятии решений, – это страновые риски. Когда инвестор заходит на рынок, он не смотрит в первую очередь на стоимость электроэнергии, наличие автодорог и другую инфраструктуру. Прежде всего, его интересуют страновые риски, среди индикаторов которых политическая стабильность, а потом уже – экономические показатели, включая ВВП и другие», - сообщил исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Темирбек Ажыкулов на пресс-конференции, посвященной безопасности и стабильности в стране.

«Исследования инвестиционного климата, проводимые МДС на протяжении пятнадцати лет, показывают, что после политических событий резко снижается доверие инвесторов к Кыргызстану, - сказал Темирбек Ажыкулов. - При опросе, проведенном осенью 2005 года, 55% респондентов отметили, что инвестиционный климат в стране стал даже хуже, чем сразу после мартовской революции. Пессимистичны были прогнозы относительно предстоящих шести месяцев».

Очень негативно отразились и события 2010 на инвестиционном климате и бизнес-среде в Кыргызстане. «Исследование МДС показало, насколько велик был ущерб, нанесенный инвестиционному имиджу страны. Ни один респондент не оценил положительно экономическую ситуацию и инвестиционный климат в стране. Не удивительно, что важнейшими вопросами стали защита прав инвесторов и гарантия их деятельности. Безопасность и стабильность оставались приоритетом для инвесторов на протяжении нескольких исследований», заключил исполнительный директор МДС.

При принятии решений инвестор должен прогнозировать экономическую ситуацию. «Мы много говорим об иностранных инвестициях, но не надо забывать об отечественных инвесторах, которых правительство призывает вкладывать в регионы, - сказал исполнительный директор бизнес-ассоциации ЖИА Руслан Акматбек. - У бизнеса, который намерен инвестировать в регионы, должна быть уверенность, что он может, не опасаясь ничего, вкладывать и работать с представителями регионов».

Кроме того, такие волнения отражаются издержками бизнеса. Надо еще учитывать, что бизнес принимает решения не одномоментно, и развитие событий приостанавливают принятие решений, добавил Руслан Акматбек.

Результаты исследования IFC

Как показали исследования, проведенные в рамках проекта Международной финансовой корпорации (IFC), члена Группы Всемирного банка, по улучшению инвестиционного климата КР, для иностранных инвесторов важен общий инвестиционный и политический режим, и большая часть инвесторов не требует специальных инвестиционных стимулов. Инвесторы готовы работать без каких-либо преференций, но при условии, что законодательная и операционная среда ясна, предсказуема и прозрачна.

На вопросы об инвестиционном климате отвечали 300 иностранных инвесторов, у ста из которых бизнес был закрыт. Респонденты указали, что самые проблемные вопросы при ведении бизнеса в Кыргызстане – это коррупция, низкий уровень прозрачности и предсказуемости действий правительства. Общественный правопорядок и безопасность в стране указаны как важная проблема для инвесторов.

Около 40% респондентов считают, что в стране присутствует определенная дискриминация в отношении иностранных инвесторов по сравнению с местными. Они также опасаются возможной несправедливой экспроприации и конфискации их активов в стране.

Волнения и инвесторы

Любая негативная информация сразу отпугивает потенциальных инвесторов. Через Интернет и социальные сети фото и видео с акций протеста мгновенно облетают весь мир, и инвестор, изначально осторожный по своей природе, может отложить свои намерения инвестировать в нашу страну.

Достаточно напомнить, что запланированный на 19 марта II Инвестиционный форум "Великий Шелковый путь-2016" пришлось отложить. Представители компаний Европейского Союза, Израиля, Ближнего Востока и России решили временно не посещать Кыргызстан «в контексте собственной безопасности из-за активизации оппозиции», как сообщили они организаторам форума.

«На протяжении пяти месяцев мы вели переписку с одной иностранной компанией по инвестициям в проект по малой энергетике. К сожалению, они отложили свой визит, - рассказала руководитель секретариата НАБА (Национального альянса бизнес-ассоциаций) Эльвира Боромбаева. - Когда страновой рейтинг страны падает, инвестору нет смысла ехать в нашу страну, если он не сможет под наши проекты брать кредиты в международных финансовых организациях, где есть четкие критерии, по которым они выдают кредиты».

Нестабильность институциональной среды, зачастую намеренно обостряемая конкурирующими политическими силами, является, по мнению многих экспертов, даже большим препятствием для иностранных инвестиций, чем коррупция. Есть компании, которые хотели бы сотрудничать с Кыргызстаном, но их пугает социальная и политическая неустойчивость. У инвесторов нет уверенности в том, что произойдет в Кыргызстане завтра или после президентских выборов 2017 года.

Сейчас в Кыргызстане идет активная подготовка к летнему туристическому сезону, а также Вторым Всемирным играм кочевников. Однако митинги и пикеты могут свести на нет все усилия их организаторов, в итоге в убытке окажется не только государство, но и население курортных регионов, для которого приток туристов - главный источник доходов.

Кыргызстан уже имеет опыт, когда тревожная внутриполитическая ситуация приводила к тому, что инвесторы уходили, предпочитая вкладывать свои деньги в другие, более стабильные страны. Поэтому главная задача сегодня – объединить все силы, чтобы обеспечить стабильность в стране, считает бизнес-сообщество страны.

Прямые иностранные инвестиции: официальные данные

Несмотря на внешнеэкономические факторы, приток прямых иностранных инвестиций в 2015 году составил 818,8 млн. долларов США, что на 12,6% больше по сравнению с 2014 годом. $120 миллионов из этой суммы поступили в результате конкурсов по двум крупным месторождениям, Джеруй и Тереккан-Перевальное.

Объем инвестиций в основной капитал составил 128 млрд. сомов, это на 3,6% больше, чем в 2014 году и в два раза больше, чем в 2010 году. Об этом сообщил Премьер-министр Темир Сариев 31 марта на заседании Жогорку Кенеша, где рассматривалась политика правительства по привлечению и защите инвестиций и развитию предпринимательства. По данным Министерства экономики КР, наибольшее количество инвестиций за последние годы поступило из Великобритании, Канады, Турции и России.

2015 год в мировой экономике характеризовался падением цен на биржевые товары, и проявлениями кризисных тенденций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Во многих странах, в том числе в ЕАЭС, наблюдается спад экономической активности. На этом фоне в 2015 году темп прироста экономики в Кыргызстане (3,5%) был самым высоким среди стран ЕАЭС, а показатель инфляции был самым низким - 3,4%, сообщил премьер-министр. Как правило, в период экономического спада и снижения цен на биржевые товары обостряется конкуренция между странами-производителями на мировых рынках сбыта. Соответственно, существенно вырастает роль и значимость инвестиций.

Премьер-министр предложил семь принципов привлечения инвестиций, главный из которых - обеспечение гарантий безопасности инвестиций и защита прав собственности.

Семь принципов привлечения инвестиций

1. Институциональные аспекты: обеспечение гарантий безопасности инвестиций и защиты прав собственности, вмешательство в крупные инвестиционные проекты только по решению суда.

2. Инфраструктурные проекты: ускорение подключения к инженерным сетям, продвижение строительства транснациональной железной дороги, развитие международных трасс.

3. Фискальные аспекты: проработка мер по снижению налогового бремени, сокращение процедур и документации при таможенном оформлении.

4. Рынок труда: повышение профессионально-технического образования и либерализация режима ввоза квалифицированной рабочей силы.

5. Финансовые аспекты: обеспечение экономики длинными и недорогими деньгами, пересмотр концепции деятельности Российско-кыргызского фонда развития путем расширения спектра и доступности услуг.

6. Технологическое обновление производственных мощностей: рассмотрение возможностей создания фонда развития промышленности, привлечение новых технологий в сельское хозяйство: капельное орошение и теплицы.

7. Расширение рынка сбыта: создание логистических центров, продвижение органической продукции, налоговые каникулы для новых предприятий.