Новости / Новости МДС /
МДС озвучил позицию бизнес-сообщества по проекту Цифрового кодекса на парламентских слушаниях в ЖК

МДС
18 февраля 2025

18 февраля в Жогорку Кенеше состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Цифрового кодекса КР, проектов законов «О введении в действие Цифрового кодекса Кыргызской Республики» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с принятием Цифрового кодекса Кыргызской Республики».

На парламентских слушаниях представитель МДС озвучил позицию бизнеса, в частности телекоммуникационной отрасли, по обсуждаемому законопроекту.

«Бизнес-сообщество последовательно поддерживает цифровизацию страны как ключевой фактор повышения эффективности, прозрачности и конкурентоспособности экономики», - сказал правовой эксперт МДС Исабек Султан, подчеркнув значение телекоммуникационной отрасли как движущей силы цифровизации.

«Для дальнейшего устойчивого развития отрасли важна стабильность правового регулирования в данной отрасли», - добавил он.

МДС озвучил комментарии по некоторым критическим положениям проекта Цифрового кодекса.

1. Сохранение отраслевого регулирования в сфере электросвязи

Проект Цифрового кодекса предусматривает отмену Закона КР «Об электрической связи». Учитывая стратегическую важность телекоммуникационной сферы, предлагается воспроизвести ключевые нормы этого закона в Цифровом кодексе для обеспечения правовой стабильности и защиты интересов отрасли.

2. Прозрачность процесса присвоения радиочастот

Действующая редакция статьи 102 допускает отказ в межведомственном согласовании без обоснования, что создает риски непрозрачности и административных барьеров. МДС предлагает закрепить норму, обязывающую государственные органы предоставлять мотивированные отказы, а также рассматривать отсутствие ответа в установленный срок как автоматическое согласование.

3. Защита конфиденциальности и персональных данных

В статье 129 предлагается исключить телекоммуникационные метаданные из состава «телекоммуникационной тайны», что нарушает права пользователей. МДС настаивает на признании таких данных защищаемыми законом, а также на разъяснении, что операторы связи не имеют технической возможности доступа к содержимому переговоров.

4. Защита информации о расположении телекоммуникационных объектов

В статье 91 категории пространственных данных могут включать базовые станции операторов связи. Однако их местоположение является коммерческой тайной и не должно включаться в цифровые реестры. МДС предлагает исключить такие данные из перечня пространственных данных для предотвращения злоупотреблений и защиты критической инфраструктуры.

5. Разграничение прав государства и операторов при управлении сетями

Проект кодекса предусматривает возможность приостановления эксплуатации сетей и передачи их управления «временным органам» без четко прописанных условий. Для защиты стабильности бизнеса предлагается ввести четкие критерии для такого вмешательства, предусмотреть компенсацию за убытки и исключить возможность передачи управления без участия операторов.

Дополнительные предложения

6. Защита прав операторов связи на использование инфраструктуры

Операторы связи сталкиваются с необоснованными требованиями демонтажа базовых станций, даже после получения всех разрешений. МДС предлагает запретить демонтаж телекоммуникационных объектов без судебного решения, что обеспечит защиту инвестиций и стабильность работы сетей связи.

7. Гарантии равных условий для операторов связи

В связи с утратой силы Закона «Об электрической связи», предлагается дополнить статью 181 положениями, обеспечивающими равный доступ всех участников рынка к сетям и услугам электросвязи, что будет способствовать развитию конкуренции и привлечению инвестиций в отрасль.

Исходя из этого, МДС предложил доработать проект Цифрового кодекса, с учетом мнения целой отрасли операторов связи.

Ранее Международный деловой совет (МДС) направлял ряд рекомендаций к проекту Цифрового кодекса, некоторые из которых были озвучены в выступлении правового эксперта МДС Исабека Султана.

Напомним, МДС принимал участие на стадии разработки проекта Цифрового кодекса, а также в анализе регулятивного воздействия к проекту кодекса.