О нас / СМИ о нас /
Аскар Сыдыков: Лучшая реклама страны – это количество работающих в ней инвесторов

Шелковый путь. Культурное развитие
17 июля 2019

В Кыргызстане с 2000 года работает Международный деловой совет. Общественная организация объединяет в своих рядах более 110 компаний с отечественным и иностранным капиталом, партнеров по развитию и дипломатические представительства.

Как указано на официальном сайте организации, она тесно сотрудничает с правительством, местными и международными организациями в борьбе с коррупцией, в изменении законов и практик, которые препятствуют социальному и экономическому развитию Кыргызстана. На вопросы об инвестиционном климате Кыргызской Республики, перспективных отраслях экономики, налоговой политике газете “Шелковый путь. Культурное развитие” ответил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.

Про налоги

- Аскар Куттубекович, как Вы оцениваете постановление правительства “О преференциальных населенных пунктах”, согласно которому новые производственные предприятия, созданные после 1 января 2019 года в регионах, будут освобождены от четырех видов налогов – на прибыль, имущество, с продаж и земельный?

- Думаю, это решение принято в рамках указа президента КР о развитии регионов и цифровизации страны. Обычно правительство нехотя идет на снижение налоговой ставки, скорее, наоборот. Раз приняли, значит, вопрос проработан. В целом регионы нужно поощрять, так как сами знаете об уровне внутренней миграции. К тому же, создавая в регионах производственные мощности, будут привлекаться новые технологии, инновации, появится необходимость готовить местные кадры. Аналогичные меры предпринимаются в Узбекистане. Если не ошибаюсь, там вообще освобождаются от всех видов налогов на первое время. Там недавно объявили, что освобождается от всех видов налогов микробизнес. Если человек смог сам себя обеспечить работой, не обременяя правительство, то ему не нужно платить налоги. Мы приветствуем такие меры и постоянно призываем правительство вести последовательную фискальную политику. Если, скажем, государство решит повысить налоги, то они должны оставаться на прежнем уровне для уже работающих компаний.

- В деловых кругах отмечают, что в КР относительно низкие налоговые ставки, есть ли в этом заслуга МДС?

- Думаю, что да. Приведу примеры. В прошлом году по инициативе Министерства экономики хотели поднять ставку налога с продаж с 2 до 5 процентов для наличных расчетов. Мы смогли убедить правительство не делать этого, и к нам прислушались. Не без нашего участия сохранен налог на доходы золотодобывающих компаний на прежнем уровне. Там есть такая сетка, как 1, 3,5, 7 процентов. И правительство намеревалось повысить на 2 процента каждую позицию. Последние несколько лет не были повышены платежи за удержание лицензии горнодобывающими компаниями. Их планировали повысить чуть ли не в 10 раз. Но мы провели целое исследование о вкладе золотодобычи в экономику КР и о возможном влиянии фискальных инициатив. Убедили не повышать ставки бонусов. Бонусы - это платежи за пользование недрами, когда при обнаружении новых полезных ископаемых и постановки их на баланс компания оплачивает бонус. Мы убедили, что это будет мотивировать компании приходить и искать новые полезные ископаемые.

Еще два года назад смогли убедить парламент не вводить таможенные пошлины на вывоз руды и концентрата драгметалла. Благодаря конструктивному государственно-частному диалогу нам удается сохранять налоговый режим привлекательным для иностранных инвесторов. У нас действительно низкие, конкурентные налоговые ставки. Мы сейчас работаем над социальными отчислениями. Они довольно обременительные: 17-25 процентов идут в Социальный фонд, плюс 10 процентов от работника. Это не стимулирует предприятия выплачивать зарплату по “белому”.

- А как Вы убеждаете правительство не повышать ставки налогов? Ведь налоги повышают с целью поиска источников для покрытия определенных государственных расходов или реализации определенного проекта?

- Мы объясняем, что нужно расширять налоговую базу, а не повышать налоговые ставки, как это делается во всем мире. Когда благоприятный налоговый режим, то и предприятий будет больше. Если вчера налоги платили условно 5 компаний, то завтра будут платить 10 компаний. Мы объясняем, что повышение налогов может дать краткосрочный эффект, а завтра инвесторы могут уйти. А послезавтра есть риск не получить и того уровня налогов, который был.

- А налоговая база увеличивается? Исследования проводили?

- Если взять горнодобывающую отрасль, то до 2015 года были платежи в основном с предприятия “Кумтор”. С тех пор введено в эксплуатацию месторождение “Бозумчак”, которое в год дает около $10 миллионов налогов. Компания “Алтынкен” начала работать, по-моему, в 2016 году и в год выплачивает на уровне $10 миллионов налогов. На пороге разработка второго по объему запаса золота месторождения “Джеруй”, (более 100 тонн ). Сейчас около 10 горнодобывающих компаний дают 20 процентов от всего объема налоговых поступлений в стране. То есть каждый пятый сом в бюджете от этих 10 предприятий. А представьте, если введем в строй еще 10 таких предприятий?

Каждый год, если не ошибаюсь, 5 миллиардов сомов идет на финансирование сельского хозяйства. Это льготные кредиты фермерам. Откуда эти деньги? Из бюджета, за счет собираемых налогов в других отраслях. Мы не должны отпугивать инвесторов. Любой потерянный инвестор - это негативная информация для других инвесторов. Он говорит другим, мол, в этой стране можно работать, или, наоборот, в этой стране лучше не работать, здесь опасно, налоги повышают каждый год. Мы можем бесконечно рекламировать страну, но если ее не рекламируют работающие здесь инвесторы, то наша реклама не даст эффекта.

- В октябре 2017 года при обсуждении проекта концепции фискальной политики КР на 2017-2040 годы Вы выступили против статьи, согласно которой руководитель и бухгалтер обязаны иметь гражданство КР. Эта статья осталась или ее исключили?

- Это была инициатива, и она дальше не прошла. Сейчас обсуждается другая инициатива, позволяющая правоохранительным органам ограничить выезд за пределы страны руководителю и бухгалтеру компании. Она нарушает права человека и может отрицательно повлиять на инвестиционный климат.

- А как объясняют инициаторы такое новшество?

- Соображениями в части уплаты налогов. Если, скажем, у компании есть задолженности по налогам, то ее руководитель не может выехать за пределы страны.

Важна роль успешных историй

- Почему иногда происходят конфликты между компаниями и местным населением? В чем причина таких разногласий?

- Это вопрос сложный, комплексный. С одной стороны, в недостаточной мере идут разъяснительные работы. В СМИ много негатива. Общественное телевидение, которое существует за счет наших налогов, должно просвещать население о выгоде работающих на местах компаний. Телевидение должно вот эту социальную функцию выполнять. В принципе оно показывает положительные моменты от деятельности иностранных предприятий, но нужно улучшать передачи. И сами государственные служащие должны вести разъяснительную работу. Помню, в 2013-2015 годах велась очень активная работа, сам директор тогда еще Агентства геологии ездил и встречался с населением тех мест, где были недопонимания. Когда люди слышат из первых уст убедительные доводы, они воспринимают ситуацию по-другому.

Очень важна роль успешных историй. К примеру, можно было показать, как деятельность компании на месторождении “Бозумчак” повлияла на местную инфраструктуру, на жизнь людей. К примеру, жители сел делают соки и поставляют продукцию на предприятие. Увидев такое, и другие села могут сделать для себя выводы.

Поводом для конфликта местного населения и инвестора могут быть корыстные цели третьих лиц. Преследуя свои цели, они могут настроить против людей. Еще очень важна роль межбюджетных отношений. Чтобы средства, получаемые от объектов, справедливо использовались. Иногда в регионах, где начали работать горные компании, урезают субсидии. В итоге местное население не чувствует разницу. Новые источники дохода появляются, но прежние урезаются, и уровень жизни остается прежним. И народ думает, что ему нет особой выгоды от предприятия. Еще есть вопрос потенциала местной власти. Бывает, что деньги есть, но представители власти не могут их эффективно использовать. Нужна программа развития местности. Нужно не просто вкладывать средства в ремонт школ, больниц, но и создавать малые предприятия, приносящие прибыль. Нужна скоординированная работа республиканских властей, местной власти, бизнеса и общественности.

Что касается социального пакета, то инвестор и так платит налоги, чтобы на эти деньги государство реализовывало на местах свои социальные обязательства. Школы, больницы, детсады, дороги - это обязанность государства. Например, если власть скажет, что в этом году будет строиться школа в таком-то селе, а в другом только через несколько лет, то население не особо будет оспаривать, поскольку понимает, что власть все планирует. А если такое инвестор скажет, то его никто не будет слушать, а будут требовать, чтобы он построил школы в обоих селах. Считаю, что не нужно инвестора оставлять один на один с населением, государство тоже должно работать.

- Бывает, что и инвестор не тот, за кого он себя выдает. Можно ли создать реестр инвесторов, где можно было бы отследить его историю?

- Хороший вопрос. Мы постоянно напоминаем, что нужно работать со всемирно известными компаниями, которые себя хорошо проявили в других странах. К примеру, в Таласе работала компания “Голд Филдс”. Это третья в мире золотодобывающая компания. Их геологический лагерь два раза поджигали, и компания ушла. На их место пришли те, кто менее состоятелен, кто не имеет такого авторитета, как их предшественники. Но если мы и их не удержим, то придут инвесторы еще более низкого уровня. В наших силах сделать так, чтобы инвесторы были высокого уровня. А проверить всех инвесторов очень сложно.

Проблема с исполнением законов

- После вступления в ЕАЭС мы начали говорить о Кыргызстане как о стране, где можно открыть предприятие и экспортировать продукцию в страны экономического союза - Россию, Казахстан и в другие. Но не лучше ли инвестору создать предприятие в самой России или Казахстане и там реализовать продукцию, не неся расходы на транспорт?

- Во многих отношениях действительно легче открыть свой бизнес в России или Казахстане. Но у нас есть большие преимущества - это дешевые рабочая сила и электроэнергия, низкие налоговые ставки и стоимость других услуг у нас ниже. Недавно получил информацию, что Кыргызстан вошел в пятерку стран мира, где самый дешевый мобильный интернет. Однако есть проблема с исполнением законов. И по этой причине инвесторы могут предпочесть открыть бизнес в том же Казахстане или в России.

- Что может предложить Кыргызстан для инвесторов, кроме семи отраслей экономики, (энергетика, сельское хозяйство, туризм, горнорудная промышленность, легкая промышленность, транспорт и строительство). Есть еще отрасли, куда можно вложиться?

- Конечно есть. Например, в IT-технологии. Наш соотечественник Азиз Абакиров открыл IT-академию. Там за 9 месяцев могут подготовить программиста. В этой части можно внедрять аутсорсинг услуг. Те же колл-центры. К примеру, некоторые бренды в Европе, чтобы не держать дорогой штат колл-центра, передают его на аутсорсинг, например в Пакистан. Человек звонит по горячей линии, а ему отвечают, консультируют в Пакистане. Потребителю ведь без разницы, из какой точки получить информацию. Население у нас двуязычное. Сейчас много молодежи, владеющей английским языком. То есть можно у нас делать аутсорсинг колл-центров.

Мы можем стать одним из центров образования. Недавно на кыргызско-индийском форуме индийская сторона предложила создать у нас горный институт образования, где будут готовить медиков и других специалистов. Каждый год наши учебные заведения заканчивают 4,5 тысячи человек из Индии. Мы можем привлекать студентов из Казахстана, Узбекистана. Люди едут учиться в страны, где есть демократия, свобода. Мы можем стать таким островком образования. Можно развивать медицинский туризм. К нам часто едут из соседних стран на лечение. Многообещающий сектор финансы, мы можем предложить финансовые услуги. Скажем, компании, которые хотят платить меньше, могут у нас открыть фирму, а работать в России или другой стране.

- Как Вы считаете, мораторий на проверки субъектов предпринимательства приносит результаты?

- Вопрос спорный. Звучит красиво, мораторий на три года и так далее. Туда включили и такие службы, как санитарные, пожарные, то есть те службы, которые должны проверять. Ведь речь идет о здоровье, безопасности населения. Мы бы приветствовали ограничение проверок со стороны фискальных органов.

- Как Вы считаете, за какой отраслью экономики будущее КР?

- Думаю, за услугами. Скажем, мы можем стать авиахабом. Как известно, Кыргызстан находится на середине пути между Европой и Юго-Восточной Азией. Отсюда и сопутствующий туризм, когда люди, ждущие в аэропорту сутки своего вылета, могут без визы выехать посмотреть город и так далее.

Сергей ИВАНОВ

Опубликовано в газете «Шелковый путь. Культурное развитие» за 17 июля 2019 года.

Скачать файл «№ 179 Жибек Жолу.pdf»