Аналитика / Статьи /
Система менеджмента качества на основе новой версии стандарта ISO 9001: мнение эксперта

13 апреля 2016

С чем связан повышенный интерес к международному стандарту ISO 9001 новой версии 2015 года и на что обратить внимание при его внедрении и сертификации, рассказывает основатель и генеральный директор компании «ИнтерКонсалт» Алексей Горшенин.

Целью организации ISO (ИСО) является разработка на международном уровне различных стандартов, касающихся, прежде всего, требований к системам управления. В международных стандартах ISO сконцентрирован весь передовой мировой опыт ведения бизнеса и организации производства. Внедрение стандарта ISO 9001:2015, который определяет требования к системам менеджмента качества, позволяет решить множество конкретных управленческих задач, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей.

Все начинается с того, что у Вас есть какая-то бизнес-идея. Или уже работающий завод, или сеть прачечных, или юридическая фирма. ISO 9001, безусловно, поможет Вам при наличии хорошей бизнес-идеи правильно построить эффективную систему управления, а при наличии работающего бизнеса – провести полный пересмотр своих бизнес-процессов и значительно их улучшить. У данного стандарта нет задачи анализировать «живучесть» Ваших идей или перспективность Вашего бизнеса, которому Вы, быть может, уже посвятили много лет. Кто кроме Вас может знать об этом лучше всех и сможет добиться того, чтобы идея стала успешной, а бизнес вышел на новые рубежи? Конечно же, никто, только Вы сами. Но вот в чем стандарт будет полезным, так это в том, чтобы Вы не сделали тех ошибок в области менеджмента качества организации при построении своей компании, через которые до Вас уже прошли многие и которые характерны почти для любого бизнеса из любой сферы.

Итак, что же такое система менеджмента качества на основе ISO 9001? Прежде всего, это инструмент управления, который сфокусирован на методах достижения устойчивого успеха в конкурентной среде. Данный инструмент позволяет:

• построить оптимальную модель управления бизнесом;

• повысить вовлеченность персонала

и, как следствие,

• повысить качество продукции / услуг и удовлетворенность потребителей

при условии:

• наличия лидерства на всех уровнях управления, начиная с Высшего.

Руководство предприятия на всех уровнях и работники должны быть осведомлены о своем влиянии на удовлетворенность клиентов. Модель управления, лежащая в основе стандарта ISO 9001, позволяет внедрить технологию управления, которая повышает осведомленность и вовлеченность персонала во всех бизнес-процессах.

Ключевым элементом системы менеджмента качества на основе ISO 9001 являются процессы. Процесс – это трансформация входов в выход, при этом учитывается только та деятельность, которая имеет отношение к формированию выхода (желаемого результата), имеющего ценность для клиента. Клиент может быть как внешним (покупатель или потребитель товаров или услуг), так и внутренним (следующий процесс в сети процессов предприятия). Таким образом, основа данной системы – связанная цепочка процессов, построенная с учетом:

• стратегии развития компании;

• требований потребителя;

• потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

• рисков и возможностей, которые могут повлиять на желаемые выходы бизнес-процессов.

Для разработки и внедрения элементов системы менеджмента качества на предприятии создается группа внедрения. В нее входят владельцы процессов, функциональные руководители и специалисты, обладающие специальными знаниями. Важным условием для результативного внедрения системы менеджмента качества является выделение ресурсов. Необходимо гарантировать временные ресурсы участникам группы внедрения, а также предоставить возможности и спланировать изменения административного, организационного, технического характера на предприятии и управлять этими изменениями.

В реальном бизнесе процессный подход в идеальном «чистом» виде встречается не так часто. Фактически, он представляет собой матричный способ управления, когда процесс пронизывает несколько функциональных подразделений и имеет Хозяина (например, руководителя проекта, владельца процесса), который не является начальником этих подразделений. Переход к матричному способу управления организацией обычно занимает у передовых компаний от 5 до 10 лет. Залогом успеха для организаций, решивших внедрять у себя процессный способ управления и требования стандарта ISO 9001, является выполнение следующих ключевых условий: четкое планирование проекта по времени и остальным ресурсам, понимание методов и технологии управления, заложенных стандартом, а также лидерство и настойчивость высшего руководства в проекте внедрения.

Какие действия необходимо предпринять, чтобы пройти сертификацию на соответствие требованиям ISO 9001? Обратите внимание, что согласно международным правилам (например, стандарту ISO 17021), этапы внедрения и дальнейшей сертификации должны быть полностью независимыми друг от друга. Если Вам предлагают и внедрение, и сертификацию в одном месте, по сути аффилированными структурами, то теряется весь смысл данного процесса. Есть общее понимание, особенно среди ведущих компаний, что репутация органа по сертификации крайне важна и связана с «качеством» выданного сертификата и, следовательно, с уровнем доверия к нему. Рассматривая органы по сертификации, обращайте внимание на несколько факторов, а именно:

• непредвзятость и независимость аудиторов, т.е. отсутствие какой-либо связи между процессом консалтинга и последующим аудитом;

• уровень подготовки и опыт аудиторов;

• отраслевую специализацию конкретного органа.

Здесь нужно понимать, что нет никакого смысла получать сертификат в органе с сомнительной репутацией, также как нет смысла получать сертификат ради сертификата или разрабатывать систему ради пакета никому не нужных документов. Обращая внимание на международные стандарты, Вы, прежде всего, должны ставить своей целью быть конкурентоспособными в условиях жесткого рынка, а также воспользоваться новейшими достижениями в области систем управления.

[i]Компания «ИнтерКонсалт» и МДС 15 марта провели бизнес-завтрак для руководителей компаний и профессионалов по управлению качеством.

Алексей Горшенин рассказал о разработке бизнес-процессов, международном стандарте ISO 9001:2015 и управлении рисками.

Ознакомиться с презентацией, представленной на встрече Вы можете по ссылке:

Скачать «МС ISO 9001-2015»

Контакты компании «ИнтерКонсалт» в Бишкеке:

Телефон: +996 312 696 000

E-mail: contact@interconsult.kg

www.iksystems.ru

www.interconsult.kg