О нас / Наши проекты /
Изучение путей урегулирования конфликтных ситуаций в горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики

МДС
20 сентября 2021

ИЗУЧЕНИЯ ПУТЕЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Время: июль - август 2021 года.

Цель: Выработка рекомендаций для улучшения взаимоотношений местных сообществ, госорганов, органов местного самоуправления (ОМСУ) с недропользователями Кыргызской Республики, в том числе по распределению доходов, полученных от горнодобывающих компаний, а также анализ изменений в таких взаимоотношениях за последний год.

Задача: Сбор информации об основных изменениях во взаимоотношениях местных сообществ, органов власти, ОМСУ и горнодобывающих компаний, анализ основных проблемных вопросов в сфере недропользования и возможностей их разрешения путем проведения встреч с заинтересованными лицами (стейкхолдерами) с дальнейшей разработкой рекомендаций лицам, принимающим решения.

Предмет исследования: Основные причины конфликтных ситуаций в недропользовании на местах и возможности их разрешения; Вопросы распределения доходов, полученных от горнодобывающей отрасли и эффективность их использования.

Результат: Аналитический отчёт по основным причинам конфликтных ситуаций, связанных с недропользованием, с рекомендациями, в том числе по использованию доходов, полученных от горнодобывающей отрасли.

Для полноценного сбора актуальной информации и анализа действующей ситуации на местном уровне были организованы выездные мероприятия во всех 7 областях Кыргызской Республики, где состоялись встречи с участниками исследования.

Во встречах, которые прошли в 11 областных и районных центрах республики (города Баткен, Кызыл-Кыя, Ош, Узген, Джалал-Абад, Кочкор-Ата, Нарын, Балыкчы, Каракол, Талас, Токмок), приняли участие более 250 промышленников и предпринимателей, работающих в различных отраслях экономики страны, в том числе в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей и легкой промышленности, туризма, торговли, недропользования и сферы услуг.

Кроме того, были проведены рабочие встречи на 9 предприятиях (заводы, фабрики, торгово-логистический центр, образовательные и туристические объекты), в ходе которых обсудили текущие проблемные вопросы этих предприятий и дальнейшие перспективы развития их бизнеса.

Встречи проводились в целях выявления и систематизации имеющихся индивидуальных и отраслевых вопросов развития промышленности и предпринимательства в регионах КР, определения путей для содействия их решению, а также в целях разработки и реализации мер по новым направлениям развития промышленности и предпринимательства.

В целях учета мнения местных органов власти и сопоставления полученной от предпринимателей информации, был также проведен ряд отдельных встреч с полномочными представительствами правительства в областях, местными государственными администрациями и айыл окмоту.

По итогам встреч и обсуждений выявлены общие проблемные вопросы, которые касались большинства предпринимателей регионов. Из них следует особо отметить следующие:

1. Недостаток земельных участков и сложная процедура их получения

Одним из самых острых барьеров при ведении бизнеса в регионах является нехватка земли для расширения предпринимательской деятельности в регионах. В первую очередь, это касается вопроса трансформации земли, на которое уходит большое количество времени. Усилия и ожидания по трансформации даже собственных земельных участков в другую категорию земель остается основным вопросом. Предприниматели из регионов просят передать функции по трансформации малопродуктивных сельскохозяйственных земель местным государственным администрациям. При этом, в ходе трансформации земель должны быть созданы прозрачные, понятные и справедливые процедуры.

2. Вопрос доступа к финансовым ресурсам

В связи с объявленным Вами годом развития регионов и цифровизации, со стороны государства, международных организаций и финансовых учреждений КР начали реализовываться проекты по обеспечению доступа к финансированию предпринимателей из регионов. По результатам проведенных встреч в регионах, можно отметить следующее: во-первых, предприниматели из регионов полноценно не владеют информацией о реализуемых проектах со стороны государства по финансированию МСБ, переработчиков сельхозпродукции и экспортеров. Было заметно, что нет массовой информационной кампании по обеспечению доступа не только к финансам, но информации о возможностях получения финансирования из разных источников. В свою очередь предприниматели регионов испытывают трудности при подготовке надлежащих проектов для финансирования со стороны государства, проектов международных организаций и финансовых учреждений КР. Во-вторых, выделенных средств не хватает для широкого круга малых и средних предпринимателей. В-третьих, эти средства выделяются в основном в виде краткосрочных кредитов, тогда как у предпринимателей не всегда имеется залоговое имущество, в то время как во всем мире применяются такие передовые инструменты как факторинг, складские расписки и инвестиции в уставной капитал предприятий.

В связи с этим, представители регионального бизнеса просят уделить особое внимание для обеспечения доступа к финансированию для широкого круга действующих представителей МСБ, а также предпринимателей в начале своей предпринимательской деятельности (старт-ап проекты), в том числе путем применения фондов прямых инвестиций (вхождение в уставной капитал предприятий) как альтернативы кредитованию.

3. Профессионально-квалификационный уровень государственных служащих в регионах, недостаток помощи и препятствия со стороны государственных органов.

Среди высказанных мнений особо выделялся вопрос о компетенции государственных служащих на местах. По мнению представителей бизнеса, наблюдается низкий профессионально-квалификационный уровень государственных служащих в регионах, который является одним из основных барьеров при ведение бизнеса. Предприниматели предлагают принять меры по повышению общеобразовательного, профессионального уровня и улучшению этических норм государственных служащих.

Незнание или нежелание оказать предварительную консультационную помощь предпринимателям, порождает ошибки при ведении деловой активности, что приводит к проверкам и начислению штрафов со стороны государственных служащих. Предлагается установить помощь предпринимателям в качестве одного из основных индикаторов оценки деятельности всех государственных органов на местах (в том числе регистрационных, инспекционных, фискальных и других).

4. Административно-территориальная реформа

На поkномочные представительства Правительства КР в областях и местные государственные администрации возложена большая ответственность и поставлены задачи местного и республиканского масштабов, в том числе по привлечению инвестиций и поддержке предпринимательства. Между тем, их полномочия и ресурсы ограничены. Система двухуровневого бюджета, сосредоточившая ресурсы на уровне айыл окмоту, недостаточный уровень (потенциал) айыл окмоту, их зависимость от местных кенешей, а также целый ряд полномочий айыл окмоту, предусмотренных действующим законодательством, существенно ограничивает возможности руководителей областей и районов и создает риски для исполнения решений государственной власти. В этой связи, предложено создать комиссию для выработки и реализации соответствующих предложений, в том числе по пересмотру порядка распределения средств фондов развития регионов, назначения глав айыл окмоту и иным мерам.