О нас / Наши проекты /
Комплексный анализ состояния и перспектив развития цифровой экономики в Кыргызской Республике

МДС
16 июня 2021

Международный деловой совет при поддержке проекта USAID «Конкурентное предприятие» и с участием привлеченных независимых экспертов провел комплексный анализ состояния и перспектив развития цифровой экономики в Кыргызской Республике.

Рассмотрены лучшие международные практики передовых стран, включая США, Китай, Сингапур, Южную Корею, Ирландию, а также опыт стран ЕАЭС — Беларуси и Казахстана.

Исследование было сосредоточено на изучении национального законодательства и практических кейсов, связанных с развитием электронной коммерции, банковских услуг и безналичных операций, почтовых и логистических услуг, доступа к интернету, в том числе к широкополосной связи, уровня цифровой грамотности населения и основных участников цифровой экономики.

Особую роль в развитии цифровой экономики занимают цифровые платформы, являющиеся средой для осуществления сделок и торговых операций. К примеру, семь из восьми крупнейших компаний в мире по размерам капитализации используют платформенные бизнес-модели, в том числе Amazon, Alibaba.

Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, начиная с понятного и доступного алгоритма открытия бизнеса в этой сфере, упрощенного налогообложения, современных и удобных электронных платёжных систем, развитой системы логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.

Отдельный вопрос исследования — развитие образования в сфере цифровой экономики. Недостаточный уровень цифровой компетенции и навыков населения в Кыргызстане — один из главных вызовов в развитии цифровой экономики.

Следует разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса, лиц, планирующих занятие предпринимательством, и населения в целом.

Предлагается запустить пилотные проекты по обучению цифровым навыкам в средне-специальных колледжах и техникумах.

Для создания более благоприятных условий и стимулирования онлайн предпринимательства большинство стран предусматривает налоговые преференции и субсидии.

В соседнем Казахстане, например, участников рынка электронной коммерции освободили от корпоративного налога и подоходного налога — при условии соблюдения определенных правил. Это продажа товаров через интернет, доставка через собственные курьерские службы или аутсорсинг, безналичные платежи и др.

В КНР электронная коммерция также не облагается налогами, экономика выигрывает за счет увеличения объемов производства и роста индивидуальных доходов.

Примеров поддержки развития электронной коммерции в мировой практике много. Важно и у нас в стране предусмотреть налоговые льготы для электронной коммерции, чтобы предприниматели могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.

Исследование показало, что, несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Кыргызстане не реализованы в достаточной мере.

Не принят Закон КР “Об электронной коммерции”, который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как “электронная коммерция” и “электронная сделка”.

Необходимы изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.

Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра – платформу для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок, которые могут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство ЦТЛ, созданных в стране, — обычные склады, и лишь немногие занимаются упаковкой или предоставляют транспортные и логистические услуги.

Выводы и рекомендации по итогам исследования были презентованы на круглом столе «Развитие цифровой экономики в Кыргызской Республике» 26 мая 2021 года. По итогам дискуссий итоги исследования были доработаны и представлены Кабинету министров КР для принятия мер по улучшению деловой среды и дальнейшего развития цифровой экономики в стране.